Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год

Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Псковской области «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа N 9 VIII вида»

________________________________________________________________________

Анализ

 воспитательной работы за 2012-2013 учебный год.

 

Школа относится к специальному образовательному учреждению коррекционного типа VIII вида.

На конец отчётного периода численность обучающихся составила 118 человек.

В 2012-2013 учебном году в специальном общеобразовательном учреждении воспитательной работой был охвачен весь состав обучающихся начальной и основной школы.

Воспитательная работа носит системный характер, в её основу положена концепция воспитательной деятельности, включающая в себя шесть главных направлений: развитие нравственно-правового, физического, трудового, познавательного, коммуникативного и эстетического потенциалов.

В 2012-2013 учебном году школа продолжила работу по теме «Модернизация образовательного пространства школы для введения в культуру ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».

В основу организации воспитательной работы положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ) Л.С.Выготского. Педагоги организовывают свою работу, постоянно ориентируясь на учёт психофизических особенностей личности каждого ребёнка. Именно поэтому в основу планирования воспитательских задач положен ряд принципов, позволяющих создать оптимальные условия для реабилитации обучающихся в процессе воспитания в коррекционном учреждении.

Воспитательная работа строилась в соответствии с целями и задачами школы, основной целью которой являлось создание в школе условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процесса, направленного на достижение каждым обучающимся с ограниченными возможностями максимально возможного уровня личностного развития жизненной концепции и интеграции в социуме.

Для  реализации  поставленной  цели были сформулированы  следующие задачи воспитательной деятельности:

1.      Воспитание положительного отношения к труду, овладение общетрудовыми умениями и навыками;

2.             Развитие навыков бесконфликтного общения, необходимыми для взаимоотношений в коллективе, отношений с учителями и родителями;

3.             Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности;

4.      Обеспечение личностного развития ребенка посредством формирования у него учебно-познавательных способностей, творческого воображения, самостоятельной деятельности через систему дополнительного образования.

Вся работа построена на сотрудничестве  коллектива обучающихся, педагогов-предметников, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Вся воспитательная работа велась по годовому плану, который «высвечивался» ежемесячно с конкретизацией сроков и учетом внеплановых корректировок.

Основными формами организации воспитательного процесса были:

· коллективные творческие дела;

· беседы, классные часы, индивидуальные консультации;

· трудовые  дела  (дежурство, благоустройство  школьной территории, акции);

· занятия в кружках и секциях, реализация дополнительной образовательной программы «Мы всё можем сами»;

· общешкольные  мероприятия (праздники, концерты, познавательные и развлекательные программы, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы);

· участие в городских, областных  мероприятиях;

· экскурсии, походы.

При их подготовке и проведении педагогами использовались метод создания ситуации выбора и успеха. При планировании работы с детским коллективом классные руководители и воспитатели основывались на анализ воспитательной работы в классе с позиции личностно-ориентированного подхода.

В ходе реализации воспитательной работы по познавательному направлению проведены традиционные 4 предметные недели (географии, естествознания  и математики,  - отв. Иванова Л.А., Витоль Н.Л., русского языка – отв. Накидкина Т.Л., Терехова М.В., начальной школы – отв. Колпакова О.П., Глушенкова О.В. Зеленкова К.В., Грицюк Р.В., профильного обучения – отв. – Гулина М.В., Иванова Т.Д., Плаксина Т.Н., Пичак О.Б., Белоус Т.П., Дмитриев Н.И., Иванцов А.П.). И впервые в этом году проведены 2 недели – неделя уроков развивающего обучения – отв. Блинова Е.Н., Крылова Ю.А., Бойкова А.В., Гаврилова Н.В.) и неделя классных руководителей – отв. руководитель МО Грицюк Р.В., классные руководители всех классов. Педагогами были использованы различные современные технологии проведения мероприятий с использованием интерактивных средств , а так же такие формы, как игра, турнир, викторина, конкурс, состязание и др.

Проведены в течение учебного года запланированные тематические недели:

Название недели

Сроки

Ответственные

1-2.

Неделя безопасности

Сентябрь Май

Грицюк Р.В.

3-4.

Правовая неделя

Ноябрь  Март

Макаренко О.Е.

5.

Неделя толерантности

Ноябрь

Администрация,

Глушенкова О.В, Зеленкова К.В.

6.

Декада инвалидов

Декабрь

Администрация

Глушенкова О.В, Зеленкова К.В.

Орлова Л.В.

7.

Патриотическая неделя (ко дню освобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков)

Январь

Администрация,

Глушенкова О.В, Зеленкова К.В.

8.

Неделя, посвящённая 70-летию подвига А.Матросова, 95-летию со дня формирования Красной Армии под Псковом,

13-ой годовщине подвига 6-ой роты.

 

Февраль-март

Администрация,

Глушенкова О.В, Зеленкова К.В.

Макаренко О.Е.  Лебедева Г.О.

9.

Неделя детской книги

Апрель

Лебедева Г.О.

10.

 «Сообщи, где торгуют смертью!»  Всероссийская антинаркотическая  акция

Март

Макаренко О.Е.

11.

Неделя , посвящённая  Международному дню детскихтелефонов доверия

Апрель - май

 

12.

Неделя  «Боевой славы»

Май

Глушенкова О.В, Зеленкова К.В.

На решение вышеизложенных содержательных моментов направлено проведение общешкольных мероприятий, многие из которых стали традиционными:

Торжественная линейка, посвящённая празднику «День Знаний»,  Праздничная программа, посвящённая празднику «День Учителя», выставка поделок и праздничное мероприятие «Мир наших возможностей», Новогодний марафон (разучивание хороводов, песен и танцев, конкурс на лучшее новогоднее оформление класса) , «Мы - Великолучане» (выставка рисунков, поделок, конкурс стихов, посвящённых освобождению города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков День защитника Отечества , «Весенний концерт»,  Литературно-музыкальная композиция «Прикоснись сердцем к подвигу» (памяти героев 6-ой роты),  праздничное мероприятие, посвящённое Дню  Победы  «Подвиг! Победа! Память!»,  Праздник «Последний звонок» .

Все вышеперечисленные мероприятия отличаются высоким качеством подготовки, оригинальными формами проведения, коррекционной и социально значимой направленностью.

Важной частью воспитательного процесса является дополнительное образование. Для наших обучающихся, испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Дополнительное образование расширяет пространство, в котором обучающиеся могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребенка.

Дополнительное образование осуществляется в максимально комфортных для развития личности условиях, характеризуется коррекционной направленностью, возможностью выбора ребенком вида деятельности, объединения по интересам.

В связи с незрелостью мотивационной сферы, невыраженными интересами обучающиеся, как правило, выбирают определенный кружок или творческое объединение не самостоятельно, а при помощи педагогов, который хорошо знает особенности каждого ребенка и его потенциальные возможности. Так же в обязанности классных руководителей, воспитателей, специалистов службы сопровождения входит контроль за посещением, поведением, результатами детей.

Дополнительное образование тесно связано с образовательным процессом. Содержание дополнительного образования расширяет объем и углубляет базовые знания обучающихся, включает в образовательный процесс предметы, области науки и культуры, как правило, не входящие в базовые учебные планы школы - Английский язык, культурология, компьютерные технологии, психология.

Дополнительное образование в школе отличает также тесная связь с внеурочной воспитательной работой, которая организуется, как правило, в основном, классными руководителями и воспитателями. Внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов, которые в процессе совместной работы с классными руководителями и воспитателями расширяют свои знания об особенностях воспитывающей деятельности и получают более полное представление о детях, с которыми они занимаются во внеурочное время.

Содержание дополнительного образования - динамичное, гибкое и вариативное, отражает достижения науки, изменения в обществе, учитывает особенности развития каждого ребенка, динамику уровня и направленности его интересов и способностей.

За последние годы количество кружков и секций увеличилось. Бюджетное финансирование – 1 ставка ( декоративно-прикладное искусство - Н.В.Гаврилова, мл. танцевальная группа – А.В.Бойкова, «Гармонисты» - Е.А.Кузьмин. С помощью привлечения внебюджетных и спонсорских средств в школе работает 11 кружков и секций.  Всего - 14: «Танцевальный 6-10 кл.» (Г.А.Тарасова), «Творческая мастерская» (Н.Г.Хмызенко) , «Школа волшебников» (В.В.Смирнова), «Школа маленьких волшебников» (И.И.Таран), «Английский язык» (Н.А.Нестерова), «Компьютерные технологии»(А.В.Павлова), «Арт-терапия - ИЗО» (А.В.Рехвиашвили), ансамбль гармонистов «Внучата  Викторовна» (Е.А.Кузьмин). Секции: «Баскетбол» (Е.А.Кузьмин), «Футбол» (С.В.Исаев). У многих обучающихся заметен личностный рост, который ведёт к желанию получать новые знания, не совершать правонарушения.

При подготовке к педсовету классные руководители подготовили справку о посещении обучающимися их класса кружков и секций. Из составленной сводной таблицы видно, что система дополнительного образования работает, т.е. дети посещают кружки и секции и чаще всего не по одному.

класс

Количество

обучающихся

Количество посещаемых кружков и секций

Не посещают кружки

и секции

2011-2012

2012-2013

2011-2012

2012-2013

2011-2012

2012-2013

2

4

7

1

8

3

2

3

4

5

10

7

0

0

4

9

10

21

37

0

0

7

6

15

24

0

0

6

7

9

20

0

0

6

8

8

16

23

1

0

7

11

9

34

23

1

1

8

7

6

28

25

0

0

9

10

10

17

26

0

0

10

6

7

15

26

2

0

 

Свои творческие отчеты кружки демонстрировали на общешкольных мероприятиях, конкурсах и выставках различного уровня.

Важным направлением воспитательной работы является развитие коммуникативного потенциала обучающихся. Именно с этой целью на 2012-2013 учебный год заключены договора социального партнёрства с ВЛГАФК и филиалом  СГА, а так же с Домом Детского Творчества. В этом учебном году у нас появились новые друзья, которыми проведён ряд новых интересных мероприятий и с которыми на будущий год будут составлены договора МОУ «СОШ №17», «Центр образования».

 

 

 

НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.     

Выступление детского коллектива «Остров детства!

октябрь

Детская музыкальная школа №3

2.     

«ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ»:

Игра по станциям «Ты всё сможешь!» для 5-11 кл.

октябрь

 

ВЛГАФК

 

3.     

«Правовой турнир»

Конкурсно-познавательная программа

ноябрь

Студенты специальности юриспруденция СГА

4.     

«Мир наших возможностей»

(декада инвалидов)

декабрь

Студенты ВЛГАФК (Смирнова В.В., Таран И.И.) 17 школа (акция «Игрушка в подарок»)

5.     

Праздничная программа ко дню инвалидов 1.для начальной школы;

1.                2.для классов сложный дефект

 

декабрь

Детский сад №20

Детский сад №

6.     

Новогоднее представление

«Новогодние приключения или излечение сердец»

15 декабря

Студенты актёрского факультета Московского славянского института,

НО БФ «Поделись теплом»

7.     

«Новогодние спасатали» программа для 6-10 кл.

26 декабря

ВЛГАФК

8.     

Интерактивное мероприятие

«На каждом метре в городе моём, поставить можно памятники славы!»

(5А,5Б кл)

15 января

Библиотека на ул.Ботвина

9.     

Художественная выставка«О доблести, о подвигах, о славе!» (2-10 кл.)

15-16 января

Центр эстетического воспитания

10.  

Встреча по баскетболу

18 ЯНВАРЯ

ВЛГАФК

 Студенты 5 курса ( спортивные игры)

11.  

«Богатырские забавы»

Спортивные соревнования

6-10 кл., с участием учеников 17 школы

22 февраля

ВЛГАФК  «Адаптивная физическая культура» (45 гр.), «Безопасность жизнедеятельности (55 гр.)

Преподаватель – Таран И.И.

12.  

«Богатырские забавы»

Конкурсно –познавательная

программа для 1-5 кл.

22 февраля

ВЛГАФК Студенты специальности «Педагогика и психология» (47 гр.), 

Преподаватель – Смирнова В.В.

13.  

Игровая программа «Всех с праздником!»

27 февраля

МБУ ДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А.Матросова «ЛУЧАНЕ»

14.  

Сказка «Аленький цветочек»

17 апреля

Драмтеатр

15.  

Познавательная игровая программа

«Королевская пасха»

 апреля

ВЛГАФК

Преподаватель – Смирнова В.В.

16.  

Игровое мероприятие «Неделя добра»

апрель

«Центр образования»Отв.Жукова Н.А.

17.  

Совместная акция «Открытка ветерану»

май

Центр образования

18.  

Товарищеская встреча по баскетболу команд инспекторов ОПДН и обучающихся школы

май

Отв.Кузьми Е.А., Барканов С.В.

 

А так же в течение учебного года обучающиеся посещали Великолукский краеведческий музей им. А.Матросова , библиотеку на ул.Ботвина, Центр эстетического воспитания, Братское воинское захоронение, памятные места города. Неоднократно были на спектаклях Драматического театра и принимали на своей сцене артистов из города и области. Были организованы выездные экскурсии на школьном автобусе по памятным местам района, дважды лучшие обучающиеся побывали на экскурсии и на празднике в Москве, побывали на празднике в Пушкинских горах, Ледниковом Дворце в Пскове .

 Среди выпускников 9-10 классов проводилась активная работа по профориентации. В течение 2012 -2013 учебного года выпускники 9-10 классов, с экскурсиями посещали ПУ №5,  ПУ №8 г Великие Луки, «Центр занятости» , завод «РЕОСТАТ».

Спортивно-оздоровительная работа велась в тесном контакте с медицинской сестрой школы, которая определила группы здоровья обучающихся с учетом имеющихся заболеваний у детей.

Учителем физкультуры И.А. Кравченко и Бойковой А.В. (учитель физкультуры в классах сложный дефект) организованы и проведены Дни Здоровья, несколько из них совместно со студентами ВЛГАФК. Все мероприятия отличались новизной форм и содержания, носили коррекционный и оздоровительный характер. Были охвачены обучающиеся всех звеньев школы.

Большая работа проведена по вопросам профилактики употребления ПАВ. В школу неоднократно приглашалась психолог наркодиспансера, которая выступала перед обучающимися, как вести себя, чтобы не стать заложником употребления наркотиков, алкоголя и табака. Школа активно сотрудничает с отделом по наркоконтролю и ОПДН. На правовых неделях неоднократно выступали специалисты этих отделов, проводя групповые и индивидуальные беседы. Социальный педагог Макаренко О.Е. стабильно и качественно организовывает и курирует работу нравственно-правового направления. В результате активной работы заметно снизилось число детей-курильщиков, нет детей, употребляющих ПАВ. В этом учебном году совместно с благотворительным фондом «Поделись теплом» реализован социальный проект «Дорогие мои старики!». Все классы приняли активное участие в нём, а в результате жители приюта милосердия для престарелых получили подарки, сделанные руками детей, родителей и педагогов, а школа положительный отклик в сердцах многих людей.

С целью активизации работы по профилактике безопасности жизнедеятельности, формированию у детей с ОВЗ умения правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать правила дорожного движения учителем Р.В.Грицюк создана  и успешно реализована программа «Профилактика и предупреждение дорожно-транспортного травматизма». В рамках программы проведены разнообразные интересные мероприятия для обучающихся 0-4 и 5-10 классов, а так же совместные мероприятия с родителями, составлен «Паспорт дорожной безопасности ОУ». Для внедрения новых форм и методов преподавания выписано пособие «Путешествие на зелёный свет», на основе которого в будущем году будет организована работа по программе «Школа юного пешехода».

В результате выполнения в полном объёме работы в этом направлении заметно снизилось нарушение нашими детьми правил дорожного движения, усилилось понимание родителями важности изучения ПДД.

Одним из приоритетных направлений является трудовое воспитание, основная цель которого — воспитание обучающихся потребности трудиться. Организовывались акции «чистый двор» по уборке территории, генеральные уборки в классах,  в группах продленного дня. Педагоги через беседы и практические мероприятия приучают детей к труду. Традиционно с 7 класса осуществляется дежурство по столовой, и впервые в этом году дежурство по школе. Практика показала, что обучающиеся с желанием дежурят, относятся к поручению добросовестно. Организованно проходит летняя трудовая практика, в течение 6 - 12 дней ребята занимаются уборкой классных комнат, ремонтом школьного здания, ремонтом школьной мебели, благоустройством территории школьного двора, ремонтом книг.

В ходе подготовке вышеперечисленных мероприятий в 2012-2013 учебном году, обучающиеся смогли проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень Они учились жить в коллективе своих сверстников? демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки. Участие в КТД, мероприятиях школы регулярно фиксировалось на информационных стендах, фотостендах. В конце каждой четверти на общешкольных линейках подводились итоги деятельности классных коллективов, отдельных обучающихся, вручались грамоты, дипломы, ценные подарки.

Эстетическое воспитание реализовывалось через участие в выставках рисунков, декоративно-прикладного искусства. Обучающиеся школы неоднократно принимали участие в школьных выставках рисунков и поделок, приуроченных к  календарным праздникам, а также в других конкурсах различного уровня. Педагогами трудового воспитания (Дмитриевым Н.И., Плаксиной Т.Н. , Ивановой Т.Д., Гавриловой Н.В., Белоус Т.П.), педагогами классов «С», педагогами дополнительного образования – Гавриловой Н.В., Хмызенко Н.Г. организованы две выставки «умений» в стенах школы, а так же на Благотворительных акциях в городском театре Драмы, за что получили благодарственные письма.

Уровень

Наименование

время

Возраст участников,

Фамилия, класс

Руководитель

Результат

1.

III областной конкурс «Новой России – здоровое поколение».

Плакат-апликация «Выбери свою дорогу!»

 сентябрь

 

Школьный актив «Дружба»-

представители

5-10 классов (коллективное творческое дело)

 

Корбат О.А

Участие

2.

III областной конкурс «Новой России – здоровое поколение».

 

Лучшее эссе на тему «Здоровье детей в руках взрослых».

Смирнова Н., Козловская Д.

 

Терехова М.В.

 

3.

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ «Школа будущего».

Конкурс эссе «Один день в школе будущего».

Козловская Д.

Козлова А.

Козлова К.,

Козловская Д.

 

Терехова М.В.

Накидкина Т.Л.

 

Координатор Корбат О.А.

Грамота педагогам

Обучающиеся:

3 м. – Козлова А.,

4 м. – Козлова К.,

и Козловская Д.

 

Областной конкурс творческих работ педагогов  «Мозаика культур»  ко Дню толерантности

( разработка мероприятия)

Мероприятие МО начальных классов

 

 

4.

Участие  в областной выставке-конкурсе детской открытки,

посвящённой Дню матери.

 

Козлова Анастасия , «Дом детства моего», аппликация

Иванова Тамара Дмитриевна

 

Федотова Яна, «Дорогой маме» , вышивка

Иванова Тамара Дмитриевна

 

Новосёлова Карина, «Золотое сердце мамочки»,   аппл.

Гаврилова

Нина Владимировна

 

Минеева Нина Вадимовна, «Герберы для мамы», аппл.

Белоус Татьяна Петровна

 

Полякова Людмила, «Милой маме», квиллинг

Харитоненкова

Александра

Владимировна

 

Иванов Максим, «Моей мамочке», квиллинг

Орлова

Лилия

Валентиновна

 

5.

 Областной конкурс литературных работ «Уважаемый пешеход»

( ноябрь, 2012)

Березина К.,

Козловская Д.,

Павловский Ю.

Терехова М.В.,

Накидкина Т.Л.

 

6.

Декада инвалидов:

Выставка творческих работ детей в библиотеке на ул.Ботвина

Людочка,Настя,Никита – кл. сл.дефект, Смирнова Н.

Козловская Д,.Панфилова С.

Победимов И., Панфилова К.

Пантелеев Д., Козлова К.
Козлова Н.,Федотова Я.

Гаврилова Н.В.

Рехвиашвили А.В.

Хмызенко Н.Г.

 

 

7.

Участие в городской благотворительной выставке «Рождество Христово» (Драмтеатр)

7 января

Обучающиеся

4-10 кл.,

Классы сложный дефект

Харитоненкова А.В.

Гаврилова Н.В.

Дмитриев Н.И.

Иванова Т.Д.

Плаксина Т.Н.

Участие,

Благодарственные письма

8

Акция  «Дорогие мои старики»

0-10 кл.

 

Участие, благодарственные письма от БФ »Поделись теплом»

9.

Областной фестиваль художественного творчества.

Март 2013

Сводная танцевальная группа «Ассорти»

 Тарасова Г.А.

Бойкова А.В.

 

10.

Всероссийский инновационный Фестиваль «100 городов России»

 

Сводная танцевальная группа «Ассорти»

 Тарасова Г.А.

Бойкова А.В.

Звание Лауреат – 1-ой степени,

Обладатели СЕРТИФИКАТА

на участие  в IV Заключительном Гала-концерте. Специальный приз Организаторов Фестиваля РООСЖ «Женщины нашего города»

11

Конкурс детских творческих работ

в рамках совместной благотворительной акции Благотворительного фонда помощи детям «Детский КиноМай» и Союза Кинематографистов Санкт-Петербурга «Псковские киноканикулы», номинация лучшее литературное произведение «Дружбу крепкую не разлить водой».

Полина Зобова

Мартынова З.И.

Диплом победителя

1 степени

12.

Конкурс рисунков «Моё здоровое будущее»,

В рамках празднования 10-летия со дня образования Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков(УФСКН)

 

Краски жизни  «до» и «после» наркозависимости,

Цыганков Андрей

Гаврилова Н.В.

 

 

Конкурс юных дизайнеров «Есть идея» МБОУ ДОД  «Центр детского(юношеского) технического творчества»

Коллектив «Творческая мастерская»

Хмызенко Н.Г.

Диплом за 1 место

 

В течение года велась работа с родителями, целью которой было дать психоло-педагогические знания через родительские собрания, консультации администрацией школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми, и методах подхода к воспитанию ребенка по профилактике ПАВ, безнадзорности и правонарушениям, сохранению и укреплению здоровья. На общешкольных родительских собраниях были рассмотрены вопросы:

- «Создание условий корреционно-развивающего пространства для формирования социально адаптированной личности»;

- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;

- «Профилактика употребления наркотиков и ПАВ».

На общешкольных и классных родительских собраниях выступили специалисты службы сопровождения школы: психолог, логопед, социальный педагог, приглашённые специалисты из Управления ФСКН России по Псковской области, наркологического диспансера, ОПДН, ГИБДД.

К сожалению, остается на низком должном уровне посещаемость родителями общешкольных  и классных родительских собраний, несмотря на усилие классных руководителей и воспитателей.

В течение года осуществлялся контроль за воспитательной работой, анализировались проводимые мероприятия, оказывалась методическая помощь классным руководителям, воспитателям ГПД в подготовке воспитательных мероприятий, а также изучалась документация классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, анализировалось участие классов в общешкольных мероприятиях.

С целью создания условий и оказания помощи в коррекции,  развитии личности обучающегося,  успешной социализации детей с ОВЗ работают специалисты «Службы сопровождения» - дефектолог, медицинская сестра, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя и воспитатели, педагоги дополнительного образования. Главным при этом становится создание в рамках существующей социально-педагогической среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Специалистами службы сопровождения составлена индивидуальная программа сопровождения обучающегося.

Сопровождение ребенка в школе осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

Одной из форм взаимодействия специалистов ОУ объединяющихся для диагностико-коррекционного психолого-медико-психологического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации.

Таким образом, поставленные задачи службы сопровождения для реализации цели выполнены. Работа проведена по всем направлениям, охвачены все обучающиеся школы.

По запросам проведена консультативная работа с родителями, просветительская с педагогами.

Методическая  работа ГБОУ  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 9 VIII вида»  направлена на успешную организацию воспитательного  процесса и представляет совокупность мероприятий, проводимых классными руководителями и воспитателями в целях  овладения современными педагогическими и образовательными  технологиями, творческого применения во внеклассной работе, поиска новых наиболее рациональных и эффектных форм и методов  организации, проведения и обеспечения  образовательного процесса.

В своей деятельности МО руководствовалось следующими документами:

· Декларация Прав Ребенка

· Конвенция Прав Ребенка

· Конституцией РФ

· Гражданский кодекс РФ

· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

· Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании»

· Устав ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 9 VIII вида»

· Локальные правовые акты школы, приказы и распоряжения директора.

Методическая работа в школе организована, как целостная система. Основная цель методической работы - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области методики преподавания и воспитания детей с ограниченными возможностями. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности педагога, работа планируется с учётом проблем коллектива. Планированию методической работы предшествует анализ с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства.

На   заседаниях   педагогического   совета   рассматривались   вопросы    по воспитательной деятельности:

·        анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год;

·        цели и задачи на 2012-2013 учебный год;

·        «Роль дополнительного  образования  в коррекционной школе при подготовке обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и социализации».

.1.    «Роль классного руководителя в мотивации обучающихся  с ОВЗ занятиями дополнительным образованием» (творческая группа методического объединения классных руководителей, докладчик – Уланова Т.А.)

.2.    «Роль взаимодействия учебного процесса и дополнительного образования в социализации обучающихся с ОВЗ» (творческая группа методического объединения учителей предметников, докладчик - Иванова Л.А.)

.3.     «Дополнительное образование, как одно из важных направлений в воспитательной работе» (творческая группа методического объединения воспитателей, докладчик – Пичак О.Б.)

.4.     «Достижения обучающихся с ОВЗ в программе «Мы всё можем сами» («Культурология» (Таран И.И., «Школа волшебников» (Смирнова В.В., Таран И.И., ИЗО классы сложный дефект (Рехвиашвили А.В.)

·         «Артпедагогика как средство мотивации успеха в учебно-воспитательной деятельности».

Школьное методическое объединение классных руководителей (руководитель Р.В.Грицюк) работало по теме «Личностно-ориентированный подход в воспитании».

Целью данного направления является формирование развитой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

В истекшем году продолжалась работа по обобщению опыта работы классных руководителей. Приоритетным считаются направления нравственного воспитания школьников через привитие норм морали, толерантности, гражданственности и любви к Родине. Все мероприятия методического объединения классных руководителей были направлены на развитие индивидуальности и творческих способностей детей и решали поставленные задачи по воспитательной работе.

Впервые в этом учебном году в рамках методического объединения проведена неделя классных руководителей на которой по звеньям (младшее, среднее, старшее, классы С) проведены мероприятия: Мини-олимпийские игры «Огонь, вода и медные трубы», литературно-тематический журнал «Праздник вежливых ребят», КВН «Ану-ка, девушки! А ну-ка, парни!».

Все мероприятия проведены на высоком профессиональном уровне, с учётом возрастных и психофизических особенностей, направлены на проявление и развитие индивидуальности детей. Были использованы современные ИК технологии и яркий наглядный материал.

Школьное методическое объединение воспитателей (руководитель М.В.Терехова).

Анализ воспитательной работы позволяет сказать, что воспитатели соблюдают разнообразие тематики, затрагивают актуальные темы по самообразованию, создаётся благоприятная атмосфера общения, учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при проведении клубных часов, самоподготовок, прогулок.

Интересным было заключительное итоговое совместное заседание МО классных руководителей и МО воспитателей, на котором рассмотрены вопросы повышения эффективности воспитательной работы. Для этого наметили перспективы развития воспитательной системы школы в будущем учебном году.

В организации и проведении воспитательной работы с обучающимися есть не только положительные результаты. Многие вопросы остаются не решенными:

ü      обучающие школы и их родители недостаточно серьёзно относятся к внешнему школьников. Отсутствие сменной обуви, школьной формы, санитарно-гигиенических навыков часто наблюдается  у детей из неблагополучных или многодетных семей.

ü      не все обучающиеся сознательно относятся к выполнению своих обязанностей, допускают нарушение дисциплины и порядка.

Педагогический коллектив старается своевременно предупреждать и преодолевать любые недостатки, отрицательные качества у ребенка, выявляет причины его неадекватного поведения.

Есть в  школе и неблагополучные семьи (7). Эти семьи находятся под контролем Службы сопровождения школы и ПДН. С ними ведется постоянная профилактическая работа, встречи  на дому, приглашение на заседание Совета профилактики, городскую комиссию по делам несовершеннолетних. Классные руководители ведут индивидуальную работу с каждой семьей, детям оказывается посильная помощь. Особую тревогу вызывают семьи обучающихся Иванова М (9 кл.), Зверева С. (9 кл.), Соловьёва Ж. (9 кл.), Цветкова И. (8 кл.), Журавлёва С. (8 кл), Журова Ж. (8 кл.), Беляковой Н. (7 кл.), Волкова А. (3 кл.), Игнашенкова А (4 кл.).  Профилактическая работа с ними носит системный характер, но в связи тяжёлым положением в семьях, неуважительному отношению к родителям результаты незначительны.

Большое внимание в школе уделяется детям из малообеспеченных семей (47), многодетные семьи (9). Для них классными руководителями и социальным педагогом планируется организация отдыха детей в каникулярное время, организация питания, бесплатный проезд по городу, оказывается помощь социальными партнёрами, спонсорами.

Положительным результатом в воспитательной работе за 2011-2012 учебный год можно считать:

1.                      Создание благоприятных условий для развития  дополнительного  образования  в коррекционной школе, усиление его роли при подготовке обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и социализации.

2.                      Активизация работы школьного актива «Дружба», проведение акций, внедрение системы дежурства по школе;

3.                      Уменьшение количества нарушений Правил дорожного движения обучающимися школы;

4.                      Развитие и укрепление социального партнёрства между образовательными учреждениями города и нашей школы;

5.                      Повышение активности обучающихся при проведении школьных и городских мероприятии;

6.                      Увеличение количества хорошистов на 10 человек.

Исходя из анализа воспитательной работы и на основе тех проблем, которые выделялись в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий год.

1.                      Продолжить  работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

2.                      Создание воспитательной системы класса и  школы;

3.                       Формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни, санитарно-гигиенических навыках;

4.                      Развивать работу школьного актива «Дружба»;

5.                      Для внедрения новых форм и методов преподавания организовать работу по программе «Школа юного пешехода» на основе пособия «Путешествие на зелёный свет»;

6.                      Дальнейшее развитие системы социального партнёрства между образовательными учреждениями города и нашей школы, предприятиями города;

7.                      Повышение количества и качества проведения классных мероприятий, внедрение традиций класса;

8.                      Формирование и развитие системы работы с родителями и лицами их заменяющими.

 

Заместитель директора по воспитательной работе     О.А.Корбат