Анализ образовательного процесса

Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Псковской области «Специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа N 9 VIII вида»

________________________________________________________________________

Анализ

 образовательного процесса за 2012-2013 учебный год.

Школа относится к специальному образовательному учреждению коррекционного типа VIII вида.

На начало учебного года численность обучающихся составила 118 человек, на конец отчётного периода - 114.

В 2012-2013 учебном году деятельность государственного бюджетного образовательного учреждение Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 9 VIII вида» определялась Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) учреждении, основными направлениями социально-экономической политики правительства РФ.

Краткая характеристика образовательного учреждения

Юридический адрес: 180104, Псковская область, г. Великие Луки, ул. Половская, дом 3.Здание, в котором расположена школа– трехэтажное. Общая площадь 3786 кв.м. Проектная мощность 120 учебных мест в школе. Материально – техническая база соответствует требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

Классов – комплектов – 16. По классам дети распределены следующим образом:

0-4 классы – 29 человек

5-9 классы – 56 человека

10 класс –7 человек ;

Классы со сложным дефектом развития:

1класс -5 человек;

3 класс -3 человека;

5 класс -10 человек;

7 класс -5 человек;

9 класс – 3 человека.

В 2012-2013 учебном году 20 обучающихся из этих классов было выведено на индивидуальное обучение.

Школа работает в режиме пятидневки, занятия проходят в 1 смену. Продолжительность урока – 40 минут. Аттестация обучающихся проходит по четвертям. В 0,1 классах, в 1-3 классах со сложным дефектом оценки не выставляются. Оценивание обучающихся начинается с 3-й четверти 2 класса, и с 5-ого в классе со сложным дефектом. Прием детей в школу осуществляется на основе рекомендаций ОПМПК, путевки Учредителя и заявления родителей (законных представителей).

Цель школы:

Создание модели коррекционно-образовательной среды, позволяющей развивать у каждого обучающегося механизм компенсации имеющегося дефекта, на основании чего становится возможным его оптимальная интеграция в современное общество.

Направления работы школы.

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 9  VIII вида»  имеет лицензию  Серии РО № 016132  регистрационный номер 1714 от 30 августа 2011 года, срок действия лицензии бессрочный.  На основании лицензии школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ:

  1. Начальное общее образование по специальным (коррекционным) программам VIII вида.
  2. Основное общее образование по специальным (коррекционным) программам VIII вида.
  3. Дополнительное образование.

По направлениям:

1. Методическая работа;

2. Учебно-воспитательная работа

3. Воспитательная работа;

4. Допрофессиональная трудовая подготовка;

5. Коррекционная работа;

6. Социально-педагогическое;

7. Здоровьесберегающее.

 

Методическая работа

Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. Это основной вид образовательной деятельности представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Школа в 2012-2013 учебном году продолжила работу над методической теме: «Модернизация образовательного пространства школы для введения в культуру ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Основными задачами при организации методической работы являются:

  • Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса
  • Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования специальной (коррекционной) школы 8 вида
  • Направить работу учителей на компенсацию недостатков дошкольного развития восполнению пробелом предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
  • Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся.
  • Провести работу по обобщению передового педагогического опыта
  • Активно внедрять новые методики преподавания в целях познавательного интереса учащихся и формирования у них прочных установок нравственного поведения.
  • Активизировать работу учителей на темами самообразования
  • Разнообразить формы методической работы
  • Осуществлять коррекционную направленность программного материала.

При планировании методической работы администрация и педколлектив стремился отработать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы:

  1. тематические педагогические советы
  2. методические советы
  3. методические объединения
  4. работа учителей по самообразованию
  5. открытые уроки и внеклассные мероприятия, их анализ
  6. психолого-медико-педагогические консилиумы
  7. предметные недели
  8. творческие микрогруппы
  9. разработка методических рекомендаций в помощь учителю
  10. индивидуальные беседы по организации и проведению уроков
  11. аттестация
  12. проблемно-теоретические семинары
  13. специальные семинары
  14. диагностика учебных результатов
  15. методические выставки

Одной из основных форм методической работы является педагогический совет.

Проведение педсоветов в 2012-2013 учебном году было связано с методической темой школы и проблемой школы. Педсоветы тщательно готовились творческими группами учителей. Тематика педсоветов утверждалась на Методическом совете.

 Были проведены следующие педсоветы:

·        анализ учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год;

·        цели и задачи на 2012-2013 учебный год;

·        «Роль дополнительного  образования  в коррекционной школе при подготовке обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и социализации».

·          «Артпедагогика как средство мотивации успеха в учебно-воспитательной деятельности» .

·         Итоги работы педагогического коллектива за 2012-2013 учебный год.

Организация образовательного процесса.

В соответствии с целью школы задачами образовательного процесса являются:

- обеспечение условий качественной реализации основной образовательной программы,

 -обеспечение положительной динамики результатов образовательного процесса за счет применения системно-деятельностного, разноуровневого, дифференцированного  подхода при организации всех видов и форм образовательной деятельности;

-максимальное раскрытие способностей, творческого и нравственного потенциала, воспитание личности, способности адаптироваться её к современным жизненным условиям, найти свое место в жизни.

-создание максимально комфортных условий для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту.

-совершенствование системы методической работы с педагогическими кадрами через работу школьных методических объединений.

-обеспечение устойчивого непрерывного развития профессиональной компетенции педагогических кадров.

личности ребёнка в школе.

В связи с реализацией этих задач коллектив школы стремится формировать прочные навыки учебной деятельности; развивать познавательные способности и познавательную активность обучающихся для продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; учить доступной речевой деятельности, математической грамотности; воспитывать культуру речи и общения.

Административно-контрольная  деятельность.

Основной задачей является контроль со стороны администрации за исполнением требований участниками образовательного процесса. Контроль осуществляется на основании плана работы школы, в соответствии с целями и задачами школы.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

- работа педагогических кадров;

- состояние знаний, умений, навыков;

- ведение школьной документации;

- выполнение всеобуча;

- состояние преподавания учебных предметов;

- работа по подготовке к экзаменам;

- работа с кадрами.

Администрацией и педагогами в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля посещались уроки и решались задачи, направленные на оптимизацию учебно–воспитательного процесса. Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков обсуждались непосредственно с педагогами, на совещаниях при директоре, методическом совете, методических объединениях учителей – предметников, начальных классов, трудового обучения, классных руководителей, воспитателей. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправлять выявленные недостатки и способствует повышению результативности работы школы. Решения по всем учебно–воспитательным вопросам принимались коллегиально. Они оптимальны и выполнимы. По результатам ВШК составлялись аналитические материалы (приказы, справки, таблицы, анкеты).

На контроле находились вопросы преемственности всех ступеней обучения, ведение документации, выполнение программ обучения, формирование жизневедческих умений на уроках домоводства, состояние индивидуального обучения на дому, особенности организации уроков этики, классно-обобщающий контроль в 4-0м классе, итоги работы в 0 и 1 классах.

Кадровый состав школы.

В школе работают 33 педагога. Все педагоги имеют базовое педагогическое образование. Имеются дефектологическое образование - 6.

Педагоги школы в 2012-2013 учебном году активно участвовали в работе курсов по повышению квалификации на базе школы и ПОИПКРО.

Однако, не все педагоги прошли курсы по работе с обучающимися со сложным дефектом, хотя работают с таким контингентом обучающихся (на дому, в классе).

Большинство педагогов школы в совершенстве владеют педагогическим мастерством, имеют высокую теоретическую и практическую подготовку, высокий уровень квалификации. В школе благоприятный психологический климат. В коллективе существует положительный настрой на осуществление инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

Квалификация педагогов:

высшая-17    

первая-10      

соответствие занимаемой должности-6

не имеет категории-1

Образование:

высшее-32    

среднее специальное-6       

Награждены:

«Почётный работник»-2     

Грамота Министерства образования-4    

Грамота ГУО-           28

В 2012-2013 учебном году - 21 педагог прошел аттестацию на повышение или подтверждение своей квалификации, из них 10 педагогов повысили категорию.

Учителя и воспитатели провели открытые уроки, мероприятия, прошли тестирование, выполнили работу по самообразованию с презентацией и защитили ее. Высокую оценку получили аттестационные работы Грицюк Р.В., Зеленковой К.В., Лебедевой Г.О.

В соответствии с современными требованиями к образовательному процессу и аттестации педагогических кадров, для обмена опытом наши педагоги свои работы выкладывают на сайте школы и педагогическом сообществе «Открытый класс» - Грицюк Р.В., Зеленковой К.В., Орлова Л.В., Витоль Н.Л., Глушенкова О.В.. Накидкина Т.Л., Макаренко О.Е.. Бевзюк Е.Б. имеет свой сайт в социальной сети работников образования, делится опытом, размещая учебно–методические, и видеоматериалы на сайтах «nsportal.ru» и «Завуч.инфо», имеет печатную статью в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции под ред.Н.Н.Яковлевой, СПб 2012.

Педагоги школы в феврале 2013 года приняли активное участие в областном семинаре логопедов. Высокую оценку получили нестандартные уроки: бинарный урок по логопедической коррекции и математике в 6 классе с участием психолога - педагоги Накидкина Т.Л., Витоль Н.Л., Блинова Е.Н., урок по логопедической коррекции с использованием артпедагогики Крыловой Ю.А., логопедическое занятие в подгруппе 5 класса со сложным дефектом с использованием проектного метода не оставил равнодушным никого – учитель Орлова Л.В.

Впервые наша школа участвовала в педагогическом марафоне, имеющего статус международного, учитель Витоль Н.Л. провела показательный урок по математике для участников марафона, продемонстрировав свое мастерство, умение обучающихся 9 класса, возможности интерактивной доски.

В течение учебного года большую работу проводили учителя  по подготовке обучающихся для участия в конкурсах различного уровня . Особенно хочется отметить учителей русского языка Терехову М.В., Накидкину Т.Л.

III областной конкурс «Новой России – здоровое поколение» номинация Лучшее эссе на тему «Здоровье детей в руках взрослых» - Терехова М.В. и обучающиеся Смирнова Н., Козловская Д.

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ «Школа будущего». Конкурс эссе «Один день в школе будущего». Терехова М.В. Накидкина Т.Л. и обучающиеся Козловская Д., Смирнова Н., Козлова А., Козлова К.

Областной конкурс литературных работ «Уважаемый пешеход» Терехова М.В., Накидкина Т.Л.  и обучающиеся Березина К., Козловская Д., Павловский Ю.

Конкурс детских творческих работ в рамках совместной благотворительной акции Благотворительного фонда помощи детям «Детский КиноМай» и Союза Кинематографистов Санкт-Петербурга «Псковские киноканикулы», номинация лучшее литературное произведение «Дружбу крепкую не разлить водой» учитель индивидуального обучения Мартынова З.И. , обучающаяся Зобова П.

Направляла и координировала участие учителей в конкурсах заместитель директора Корбат О.А.

Школа работает по годовому плану учебно-воспитательной работы, утвержденному приказом директора. Учебный план, регламентирует расписание занятий, календарно – тематическое планирование по предметам; рабочие программы по предметам, индивидуальные программы.

Учебный план разработан на основании базисного учебного плана, утвержденного приказом  Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года №29/2065-п, государственного управления образования Псковской области № 158 от 03.03.2003г.

В рабочем учебном плане выдержаны: образовательные области базового компонента по всем классам, максимальный объем учебной нагрузки, гигиенические требования, установленные санитарными правилами СанПиН 2.4.2.990-00, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Школьные учебные программы

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, расписанием уроков, расписанием занятий специалистов школы, где отражена специфика деятельности образовательного учреждения.

Педагогическим коллективом на основании имеющихся образовательных программ И.М.Бгажноковой, разработаны и успешно реализуются учебные программы по предметам, факультативной и кружковой деятельности.

Начальная школа:

Программы по предметам «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)» для 0-4 классов, «Физическая культура» для 0-4 классов, «Игра, игротерапия» для 0-4 классов, «ЛФК (лечебная физическая культура)», «Ритмика» для 0-4 классов, «Логопедическая коррекция» (фронтальные занятия) для 0-4 классов, русский язык для 0-4 классов, чтение для 0-4 классов, устная речь для 0-4 классов, математика для 0-4 классов, занимательный труд для 0-4 классов, музыка для 0-4 классов.

Основная школа:

Программы по предметам «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)» для 5-9 классов, «Физическая культура» для 5-9 классов, «Логопедическая коррекция» (фронтальные занятия) для 5-6 классов, «Психологический практикум» для 7-9 классов, «Профильный труд (швейное дело)» для 5-9 классов, «Домоводство» для 5-9 классов «Профильный труд (столярное дело)» для 5-9 классов, для 5-9 классов, «Профильный труд (штукатурно-малярное дело)» для 5-9 классов, русский язык для 5-9 классов, чтение для 5-9 классов, математика для 5-9 классов, , музыка для 5-6 классов, этика для 7-9 классов, география для 6-9 классов, естествознание для 6-9 классов, природоведение для 5 класса.

10 класс:

 Программы по предметам: «Домоводство», «История и культура Псковского края», «Профильный труд (швейное дело)», «Профильный труд (штукатурно-малярное дело)»  «Спортивная подготовка», «Деловое и творческое письмо», «Чтение», «Этика», «Экономический практикум», «Психологический практикум», «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)».

Классы со сложным дефектом

Адаптированные индивидуальные программы для каждого обучающегося: устная речь для 1,3,5,7,9 классов, чтение для 1,3,5,7,9 классов,, письмо для1,3 класса, грамота для 5,7,9 классов, счет для 1,3 класса, арифметика для5,7,9 классов, живой мир для 1,3,5 класса, природоведение 7,9 классы, музыка, танцы 1,3,5,7,9 для классов, физкультура для 1,3,5,7,9 классов, лепка, рисование для 1,3,5,7,9 классов, гигиена для 1,3 класса, прикладной труд для 5,7,9 классов, домоводство для 1,3,5,7,9 классов, ЛФК для 1,3 класса, логопедия для 1,3,5 классов, игра, игротерапия для 1,3 класса, социальная коммуникация для 1,3,5,7,9 классов.

Разработаны так же программы дополнительного образования и факультативной деятельности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса являются уроки (классно-урочная система), а так же дополнительные занятия для обучающихся по индивидуальной программе, консультации, конкурсы, открытые уроки, предметные недели.

В школе реализуются не только образовательные программы в соответствии с государственными требованиями, обеспечивающие индивидуальный подход в развитии и обучении, но и образовательные коррекционные занятия. Они помогают обучающимся в самоопределении, социализации, коммуникации.

Анализируя учебно-методическую работу пришли к выводу, что в организации образовательного процесса в школе использована специфика, которая заключается в комплексном и системном характере (в зависимости от типа нарушения) психолого-педагогической помощи, коррекционно-развивающей направленности обучения, разработки и реализации индивидуальных программ, составленных с учётом индивидуальных, физических и индивидуально-личностных возможностей ребенка.

Для отслеживания динамики развития и уровня усвоения программного материала обучающимися регулярно проводятся административные проверки в форме контрольных работ, тестов, творческих работ, устного счета, диктантов, проверки техники чтения и т.п.

На особом контроле находится техника чтения. В конце каждой четверти и учебного года проводятся контрольные замеры техники чтения обучающихся. Сравнительные данные показывают, что динамика выражена,  большинство обучающихся школы улучшают навык чтения к концу учебного года и  с каждым годом. Не произошло изменений в лучшую сторону в 3 классе и в 6 классе по технике чтения, по сознательному чтению нет улучшений в 6 и 9 классах. Нечитающие дети (это чаще всего неговорящие или плохо говорящие дети),  педагоги обучили их глобальному чтению (нахождение знакомых слов). У 72% (85детей) обучающихся навык чтения развит в соответствии с нормой, чтение стало беглым, осознанным.

 

Анализ проверки техники чтения за 2012 - 2013 учебный год (%качества)

класс

2

3

4

5-А

5-Б

6

7

8

9

10

по школе

на начало года

 

80

56

66,6

20

87,5

60

40

43

100

54

на конец года

74,2

60

89

83

90

75

75

50

67

100

77,2

       

Анализ проверки осознанности чтения за 2012 - 2013 учебный год (%)

класс

2

3

4

5-А

5-Б

6

7

8

9

10

по школе

на нач. года

 

65,6

60

60,7

63,3

65

67,2

47,2

69,1

78,4

52,3

на конец года

61,1

67,2

81

71,3

64

57

75

59

66,6

82

68

 

По сравнению с прошлым учебным годом  в 2012-2013 учебном году качество знаний обучающихся выросло. Успеваемость по школе составила 100%, качество знаний 32,2%, но возможности роста имеются и их необходимо использовать. Нездоровая обстановка сложилась в 5-Б классе, успеваемость снизилась из-за плохой дисциплины, не найден нами подход к этим детям, не сумели объединить их. Количество обучающихся на «4» и «5» детей увеличилось на 10 человек (всего 33 человек), отличников на 2 человека (всего 4). Это прослеживается как по учебным четвертям, так и по итогам учебного года.

Анализ итоговых контрольных работ позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся умеют применять на практике полученные знания, умения и навыки. Все ученики выполняют контрольные работы, справляются с заданиями и по русскому языку, и по математике. Качество знаний по русскому языку составляет 59,5% по математике 40,4%. Качество знаний  по домоводству составляет 52,1%. Тестирование, контрольные работы показали, что  в целом итоги соответствуют уровню знаний обучающихся, их возможностям и способностям. Уровень знаний по предметам соответствует требованиям программы.

Анализ контрольных работ за  2012 – 2013 учебный год.

По начальной школе:

Математика

Всего учащихся – 22

Писали работу -20

На «4» и «5» -15

Удовлетворительно-5

класс

процент качества

процент успеваемости

2

83%

100%

3

60%

100%

4

77%

100%

Русский язык                                                                                                                                                              Всего учащихся -22                                                                                                                                                Писали диктант -21                                                                                                                                                          На «4» и «5» -14                                                                                                                                     Удовлетворительно-7

класс

процент качества

процент успеваемости

2

42%

100%

3

60%

100%

4

88%

100%

5 -9 класс:                                                                                                                                                                Математика                                                                                                                                                                Всего учащихся 52                                                                                                                                                    Писали работу -45                                                                                                                                                             На «4» и «5» -18                                                                                                                                          Удовлетворительно -27

класс

процент качества

процент успеваемости

5-А

33,3%

100%

5-Б

20%

100%

6

50%

100%

7

33.3%

100%

8

86%

100%

9

20%

100%

 

5-10 класс                                                                                                                                                               Русский язык                                                                                                                                                              Всего учащихся – 59                                                                                                                                                 Писали диктант -53                                                                                                                                                          На «4» и «5» - 35                                                                                                                                          Удовлетворительно -16                                                                                                                          Неудовлетворительно – 2

класс

процент качества

процент успеваемости

5-А

50%

100%

5-Б

20%

80%

6

62,5%

87,5%

7

77,8%

100%

8

66.7%

100%

9

66%

100%

10

67%

100%

 

5-10 класс                                                                                                                                                         Домоводство                                                                                                                                                                Всего учащихся – 52                                                                                                                                              Выполняли работу -50                                                                                                                                                     На «4» и «5» -27                                                                                                                                      Удовлетворительно – 22                                                                                                                     Неудовлетворительно - 1

класс

процент качества

процент успеваемости

5-А

40%

100%

5-Б

17%

100%

6

75%

100%

7

56%

100%

8

50%

100%

9

56%

89%

10

71%

100%

                                                                                                                                                                                                                                                            

Анализ успеваемости показывает, что обучающиеся усваивают программный материал в зависимости от своих интеллектуальных возможностей и состояния здоровья.

Индивидуальное обучение

На индивидуальном обучении в начале учебного года находилось21 учеников. На конец учебного года число учащихся, обучающихся индивидуально на дому составило 20 человек. Занятия проводили учителя школы. Ежемесячно они сдавали на проверку календарно-тематические планы, предоставляли для контроля журналы индивидуального обучения и недельные планы работы с учащимися. Из 20 учащихся все  аттестованы. Не усваивающих учебный материал нет. На "4" и "5" закончили учебный год 2 обучающихся. Окончил школу один выпускник (Иванов М.).

Допрофессиональная трудовая подготовка:

Важнейшая роль в обучении отводится допрофессиональной подготовке обучающихся, позволяющей выпускникам овладевать более сложным учебным материалом на следующем этапе профессиональной подготовки– в училище, на производстве, найти своё место в жизни.

Общешкольной задачей трудового обучения является, получение профессиональных и бытовых навыков,  подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционно-развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Обучающиеся приобретают специальные профессиональные знания, умения и навыки, которые закрепляют и демонстрируют на трудовой практике.

Трудовое обучение в школе ведется с 5 по 10 классы. Обучающиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей,

·        швейная мастерская; обучающиеся работают на швейных машинах с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, владеют технологией изготовления различных швейных изделий.

·        столярная мастерская; обучающиеся приобретают навыки работ со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками. Могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели, столярных изделий.

·        кабинет штукатурно-малярного дела; обучающиеся учатся выполнять различные виды отделочных работ, узнают современные отделочные материалы, приобретают навыки самостоятельной работы с инструментами.

Кроме профильного труда в школе обучающиеся начальных классов под руководством педагога Белоус Татьяны Петровны на уроках занимательного труда приобретают первые трудовые навыки.

Обучающиеся в классах сложный дефект занимаются прикладным трудом.

Важное место в трудовом обучении отводится урокам домоводства. Учитель Пичак Ольга Борисовна, используя современные методы работы, дает обучающимся знания, навыки, необходимые во взрослой жизни.

Столярное, швейное и штукатурно-малярное дело являются основными профилями допрофессионального обучения детей и подготовка по этим предметам ведётся более углубленно. В конце учебного года обучающиеся проходят летнюю трудовую практику, количество часов и дней определено в учебном плане. Объектами для проведения практики стали учебные кабинеты, оформление школьного двора, ремонт мебели, спортивных сооружений. Обучающиеся прошли практику, получили оценку. Подводя итоги практики, необходимо в следующем учебном году тщательно спланировать виды работ, заранее донести до сведения обучающихся объекты деятельности, необходимо создать положительную мотивацию на работу, важность и значимость труда, должен быть виден результат каждого ученика.   

Обучающиеся 9 и 10 класса свои навыками и умениями демонстрируют на итоговой аттестации.

Ученики 9 классов сдают выпускные экзамены по всем 3 профилям. Билеты состоят из 2 вопросов. 1 вопроса (теоретические профессиональные знания и знания трудового законодательства) и 2 вопрос – практический – выполнение практической работы, предусмотренный билетом. Выпускники владеют учебным материалом. С практическими заданиями справляются 100% обучающихся, с теоретическими у некоторых детей возникают затруднения. В 2012-13 учебном году обучающиеся 9 класса показали слабые знания теоретического материала, неуверенность в выполнении практической части. Педагогам необходимо продумать формы коррекционной работы с целью повышения качества знаний.

Итоговая аттестация выпускников 10 класса проходит в форме защиты проектов.

Обучающиеся показали твердые знания в теории, качество и даже профессионализм при выполнении практической части. Педагоги Гулина М.В. и Иванова Т.Д. хорошо подготовили десятиклассников к  защите своих творческих работ. Обучающиеся, изучающие штукатурно-малярное дело, овладели навыками штукатурных и малярных работ, легко разбираются в современных отделочных материалах, могут провести достаточно качественный косметический ремонт школьных помещений (наклейку обоев, покраску стен, полов, окон.. Под руководством педагога Гулиной Марины Васильевны они отремонтировали кабинет для выставочного зала. Девушки, изучавшие швейное дело (учитель Иванова Т.Д.) приготовили индивидуальные проекты различной сложности в зависимости от их психофизических возможностей по выбору: «Платье», «Юбка», «Кукла на чайник», «Подушка».

Итоговая аттестация

Столярное дело: 9 класс

оценка устного ответа: «5»- нет, «4»-3, «3»-2. Качество знаний -60%

оценка практической части:            «5»- нет, «4»-2, «3»-3. Качество знаний -40%

Швейное дело: 9 класс

оценка устного ответа: «5»- нет, «4»-1, «3»-4. Качество знаний -20%

оценка практической части:            «5»- 4, «4»-нет, «3»-1. Качество знаний -80%

Штукатурно-малярное дело: 10 класс

оценка устного ответа: «5»-3, «4»- нет, «3»- нет . Качество знаний -100%

оценка практической части:            «5»-3, «4»- нет, «3»- нет. Качество знаний -100%

Швейное дело: 10 класс

оценка устного ответа: «5»- 3, «4»-1, «3»-нет. Качество знаний -75%

оценка практической части:            «5»- 3, «4»-1, «3»-нет. Качество знаний -75%

Итоговая аттестация по трудовому обучению показывает, что дети справляются лучше с практическими заданиями. Теоретические вопросы иногда вызывают затруднения, особенно это вопросы, связанные с вопросами законодательства. Поэтому учителя трудового обучения с особой тщательностью продумывают предлагаемый детям материал, отбирают его в соответствии с возможностями и развитием обучающихся. Уровень знаний, умений по предметам профильного труда соответствует требованиям программы. Обучающиеся самостоятельно ориентируются в заданиях, владеют навыками работы, контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимые для работы инструменты, пользуются ими без нарушений ТБ. Допрофессиональная подготовка обучающихся напрямую связана с выбором ими будущей профессии. Дети часто выбирают будущую профессию в зависимости от того профессионального профиля, который выбрали в школе.

Работа методических объединений

В школе работают 6 методических объединений:

-учителей-предметников;

-учителей начальной школы;

-учителей трудового обучения;

-классных руководителей;

-воспитателей.

-учителей классов сложный дефект

Деятельность методических объединений регламентируется Положением о методическом объединении.

На заседаниях методических объединений успешно рассматривались различные, актуальные для педагогов вопросы. Они касались эффективности учебных занятий, преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном, нетрадиционным формам уроков, организации творческой работы на уроках, эффективности коррекционно-развивающей работы на уроках и др. В рамках МО самообразование коллектива проходило с опорой на теоретические и практические занятия.

Руководитель МО учителей-предметников Накидкина Т.Л.. Методическое объединение работало по теме: «Повышение уровня  преподавания посредством изучения психолого – педагогических особенностей умственно отсталых детей, особенностей их  деятельности».

Руководитель МО начальных классов Колпакова О.П.  В 2012-2013 учебном году методическое объединение работало по теме «Психологическая коррекция как одно из направлений деятельности педагога». Над этой темой МО работает не первый год. Это вызвано тем, что за последний период в составе объединения появились молодые педагоги. Кроме того, известно, что особенностью учебного плана для обучающихся 1-4-х классов коррекционного образовательного учреждения является решение в основном общеразвивающих, социокультурных и практических задач. Это определяет специфику обучения детей с проблемами в развитии, которая наиболее ярко выявляется в содержании, выборе и применении различных средств и методов обучения. Это требует от учителя не только педагогического мастерства, но и профессиональной компетенции в области специальной психологии.

Методическое объединение классов со сложным дефектом развития - руководитель Орлова Л.В. В 2012-2013 учебном году работа методического объединения учителей, работающих в классах для детей со сложным дефектом  была направлена  на решение вопросов по расширению и накоплению педагогических знаний, вооружению педагогов современными, эффективными методами и приемами, технологиями обучения и воспитания детей  с тяжелыми и множественными нарушениями интеллектуального развития.

МО учителей профильного труда руководитель Гулина М.В.

 

         В своей повседневной работе с детьми на уроках профильного труда педагоги побуждали детей к активности и самостоятельности, развивали игровую и подражательную деятельность, стимулировали познавательную деятельность, корригировали эмоционально-волевую сферу, обучали пониманию обращенной речи и побуждали к собственной речи, прививали детям навыки самовыражения и самопрезентации.                                                                                                                    Программный материал по профильному труду разработан учителями по операционно-предметному принципу. Обучающиеся овладевают новыми технологическими приемами в процессе работы над конкретным изделием или заданием. При этом на каждое программное изделие или задание разрабатывается технологическая карта, что позволяет приучить детей к работе с чертежами, схемами эскизами. Все программы специально адаптированы под имеющуюся материально-техническую базу учебных мастерских. Теоретический материал включает в себя спецтехнологию, материаловедение, оборудование промпредприятий, основы экономики и охраны труда.

 

Коррекционная работа. 

С целью создания условий и оказания помощи в коррекции,  развитии личности обучающегося,  успешной социализации детей с ОВЗ работают специалисты «Службы сопровождения» - дефектолог, медицинская сестра, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя и воспитатели, педагоги дополнительного образования. Главным при этом становится создание в рамках существующей социально-педагогической среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Специалистами службы сопровождения составлена индивидуальная программа сопровождения обучающегося.

Сопровождение ребенка в школе осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

одной из форм взаимодействия специалистов ОУ объединяющихся для диагностико-коррекционного психолого-медико-психологического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации.

В школе сложилась система коррекционно-воспитательной и оздоровительной работы, которая осуществляется с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей и направлена на укрепление здоровья детей, подготовку их к самостоятельной жизни.

Таким образом, поставленные задачи службы сопровождения для реализации цели выполнены. Работа проведена по всем направлениям, охвачены все обучающиеся школы.

Учитывая сложный состав обучающихся специальной (коррекционной) школы, в учебных программах усилена практическая направленность обучения, особое внимание уделяется на развитие речи, как средства общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету, что является наиболее важным для осознанного восприятия обучающимися единства и общности многих явлений и понятий. 

Психологическая деятельность

Приоритетным направлением в работе психолога Блиновой Елены Николаевны с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья была коррекционно-развивающая работа как индивидуальная, так и групповая. Результаты этой работы: повышение уровня мотивации, уровня эмоциональной устойчивости, уровня развития познавательных процессов, положительные отзывы педагогов о снижении негативных поведенческих тенденций.

Основные затруднения в деятельности вызывала работа по запросу с обучающимися с поведенческими проблемами. В рамках решения этих проблем в следующем учебном году: изучать специальную литературу по специальной психологии, опыт работы, пересмотреть свою деятельность по данному вопросу.

В следующем учебном году необходимо обратить внимание на работу с родителями, работа с педагогами планируется в соответствии с запросом, продолжить работу по всем направлениям.

Логопедическая работа

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе становления ребёнка в социуме. За период учебного года  логопедом школы Крыловой Юлией Алексеевной    выполнена запланированная  работа  в  классах  по следующим направлениям:

·        Диагностическое;

·        Коррекционно-развивающее;

·        Консультативное;

·        Методическое направление;

По данным направлениям велась вся необходимая документация (логопедические представления представление, перспективное планирование на весь учебный год, конспекты уроков, заполнялись логопедические карты на детей вновь поступивших в школу, заполнялись карты на детей обучающихся); Во  II  четверти  совместно с педагогами  дополнительного образования была подготовлена и проведена предметная неделя , посвящённой коррекционно- развивающему обучению, на котором было дано открытое занятие для педагогов школы.

Положительным результатом в учебной работе за 2012-2013 учебный год можно считать:

  1. Учебно-воспитательная работа имела коррекционную направленность, ее осуществляют учителя и воспитатели, психолог, логопед, которые проводят работу, направленную на полное устранение речевых нарушений у учащихся, формированию у них умений правильно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивали навыки речевого общения, корригировали физические и психические особенности развития детей;
  2. Успешное прохождение аттестации 24 педагогами, из них 10 повысили категорию;
  3. Создание благоприятных условий  для  взаимодействия учебной и  внеклассной деятельности, развитие  дополнительного  образования с целью  более качественной подготовки обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и социализации.

4.      Активизация работы школьного актива «Дружба», проведение акций, внедрение системы дежурства по школе;

5.      Уменьшение количества нарушений Правил дорожного движения обучающимися школы;

6.      Развитие и укрепление социального партнёрства между образовательными учреждениями города и нашей школы;

7.      Повышение активности обучающихся при проведении школьных и городских конкурсов, олимпиад;

8.      Увеличение количества хорошистов на 10 человек.

Исходя из анализа учебно-воспитательной работы и на основе тех проблем, которые выделялись в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий год.

1.      Продолжить  работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области обучения и воспитания детей. Педагогам, работающим с обучающимися со сложным дефектом и детьми-инвалидами пройти в 2013-2014 учебном году курсы повышения квалификации по работе с данной категорией детей.

2.      Создание и реализация образовательной программы программы.

  1. Создание условий для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся с нарушением интеллекта.

4.      Совершенствование методических и дидактических материалов к урокам и занятиям, в т. ч. с применением ИКТ.

5.      Участие педагогов в конкурсах, представление собственного опыта на сайтах и периодической печати;

6.      Создание системы мониторинга качества знаний;

7.      Повысить качество подготовки к итоговой аттестации обучающихся 9 класса;

8.      Для повышения качества допрофессионального школьного образования провести следующие мероприятия:

·                    ввести мониторинг теоретических знаний обучающихся 5-11 классов по полугодиям;

·                    планировать и утверждать работу летней трудовой практики ;

·                    демонстрация работы, выполненной обучающимися на практике.

9.      Формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни, санитарно-гигиенических навыках;

10.  Развивать работу школьного актива «Дружба»;

11.   Провести смотр кабинетов;

12.  Для внедрения новых форм и методов преподавания организовать работу по программе «Школа юного пешехода» на основе пособия «Путешествие на зелёный свет»;

13.  Дальнейшее развитие системы социального партнёрства между образовательными учреждениями города и нашей школы, предприятиями города;

14.  Повышение количества и качества проведения классных мероприятий, внедрение традиций класса;

15.  Формирование и развитие системы работы с родителями и лицами их заменяющими.

 

 

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                  Г.В.Сиряченко