Мероприятие посвященное дню толерантности

Государственное управление образования Псковской области

Государственное образовательное учреждение

« Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 9 VIII вида»

 

 

Устный журнал

(1-4 классы)

 

"Ты среди других"


 

Составители учителя начальных классов:

Глушенкова О.В.

Грицюк Р.В

Зеленкова К.В.

Колпакова О.П.

Мартынова З.И.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с   

 основными чертами то­лерантной и интолерантной личности;

 развить способности адекватно и пол­но познавать себя и других людей.

Задачи:

1.       Воспитание  личности, осознающей достоинство человека;                              

воспитание уважения к себе и окружающим людям; воспитание терпимости, гуманности;

2. формирование умения проявлять толерантные качества в    коллективной работы.

2.     Развитие речи обучающихся .

Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации, наряды для сказочных героев, инвентарь для сказочных героев , плакаты с лицами (доброе, злое), синтезатор,  карточки - мозаики со словом семья, копии образа человека, мешочки с монетами, дерево с родословной, ладошки с характеристиками толерантности от каждого класса.

Оформление доски.

 

Тема: «Ты среди других»

Толерантность - терпимость

 

 

Ход урока.

1.  Вступительное слово.

-  Сегодня мы собрались здесь все вместе, чтобы узнать, что означает слово «толерантность».  Может вы, уже слышали это слово. Оно звучит, возможно, сложно и непонятно, а на самом деле означает близкие каждому человеку понятия. Это значит быть терпеливым, уважительным, выдержанным, спокойно переносить неприятности.

- Сегодня нам не только предстоит узнать побольше о толерантности, но и создать устный журнал, странички, которого появятся в конце каждого задания и выступления.

- Итак! Весь мир понимает необходимость дружить и помогать друг другу. И 16 ноября был учрежден Международный День толерантности.

        Очень часто в праздники, дни рождения мы желаем людям здоровья, успехов и счастья. Что такое счастье? Кто-то считает, что счастье – это когда есть компьютер, много игрушек, сладостей, денег. В одной сказке король тоже поехал искать счастье.

2.  Инсценировка сказки (3 класс).

СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ.

Ведущий: На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:

Король:  «Нельзя так жить!» -

Ведущий: И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Король: Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

Девочка: - О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Король: - Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

 

Ведущий: Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

 

Солдат: - О мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

 

Король:  А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

Ведущий: Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

 

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

 

Старуха:  Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

 

Король: А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Ведущий: Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

 

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

Король:  В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

 

Ведущий: И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал:

Старец:  «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

 

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь...» -

 

Ведущий: Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

 

- Король нашел свое счастье в том, что обрел верных друзей, надежных помощников. Но, чтобы такие же люди появились рядом с тобой, нужно самому быть уважительным, терпеливым, готовым помочь другому человеку, т.е. быть толерантным.

                 -   В первую очередь все эти качества вы можете проявить дома. Ведь вы каждый день обращаетесь с самыми близкими и дорогими людьми, которые желают вам только добра. Это ваши родные: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры и братья.

3. Толерантность в семье (2 класс)

- Чтобы познакомиться со следующей страничкой нам предстоит сначала составить слово, и отгадать о чем же пойдет речь на этой  страничке.

- У вас на столах лежат буквы они потерялись, давайте поможем им соединиться. Кто готов, поднимает руку! Какое же слово у нас у всех получилось? Давайте хором произнесем: семья!

- Что же  содержит в себе это слово? Вы будете, Каждый класс хором называть первое слово «семья», а я буду продолжать  раскрывать это интересное слово. Приготовились:

(1 кл). Семья- это счастье, любовь и удача,

(2кл). Семья – это труд, о друг друге забота

 ( 3 кл). Семья – это много домашней работы.

Семья – это радость, паденье и взлёты,

(4 а). Семья – Семья – это важно!
Семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!

Молодцы!

- Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье, именно в ней рождаются такие качества как : добро, уважение, любовь, терпение. А человек без родных – несчастливый человек. Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги, фильмы, блюда, своя лексика  и ещё много всего, из чего создается целый семейный мир.

 И, конечно  все начинается с семьи… К вашему вниманию, мы хотим представить родословную семьи, которую изучил и составил ученик 2 класса Яковлев Никита. На этом дереве Никита  отразил свою дружную и крепкую семью.

- Никита  вкратце расскажет вам о своей семье.

Рассказ Никиты.

- Никита: Моя семья самая лучшая на свете.

Никита: А вы знаете свою семью?

- Ребята, каждому из вас мы предлагаем попробовать составить дерево своей семьи. В группах продленного дня с воспитателя вы можете это сделать, и оформить в виде  выставки работ. : «Моя родословная».

Для каждого человека важно знать свои корни, свою семью, традиции, на которых мы учимся, растём и выходим в большой мир.  И каждый из нас мечтает о дружной, любящей и самой счастливой семье. О такой,  как в нашем стихотворении (инсценировка стихотворения «Воскресенье»).

Алина читает стихотворение, дети инсценируют.

Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами, долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

- Берегите свои семьи. Будьте толерантными в своей семье. Каждый ребенок, подрастая, проявляет интерес к своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Ведь в каждом из нас течет кровь наших предков. Все они, возможно, были людьми разных национальностей, разного цвета волос, разного оттенка кожи, цвета глаз. Но ведь это совсем не имеет .

3.     « Человек с планеты земля» (4 класс)

Дети разбиваются на группы. Каждой группе выдаётся лист,  на котором   изображение контуры человека.

Учитель: Неважно где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

- Каждая группа должна подумать и написать. Какие качества характера, желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

(10-20 минут)

После завершения работы от каждой группы выступает один ученик, зачитывает и объясняет, почему группа выбрала именно их.

Дети выписывают те положительные качества, которые есть у всех групп.

Так создается общий портрет человека с планеты Земля.

Дети выбирают качества из предложенных:

Добрый - злой – 1 кл.

Смелый – трусливый -2 кл.

Сильный – слабый – 3 кл.

Улыбчивый – преданный – 4 «а» кл.

Честный – лживый – 4 «б» кл.

- если люди будут обладать такими же качествами, то на земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга.

Все люди хотят быть счастливыми, спокойно работать, учиться, весело отдыхать иметь друзей. Мы все заодно, мы все живем на одной планете, мы – одна команда.

- Надо очень любить этот мир, любить такой, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.

            В школе, как и в большом мире, на планете, мы все разные: маленькие, большие, худенькие, полненькие. Почему мы смеемся над ними. Тот, кто это делает, является слабым  и неуверенным в себе человеком. Быть толерантным – значит любить людей, невзирая на различия. Это значит быть внимательным к другим.

4.     «Волшебная лавка» (Педагог)

           -   Мы теперь точно знаем, что нужно жить дружно. Все вместе мы сможем преодолеть любые препятствия.  Злые, агрессивные люди часто остаются в одиночестве. Толерантные люди умеют видеть свои ошибки и терпимо относится к ошибкам других. И очень важно иметь делится и игрушками, и радостями, и печалью. Прямо, как поется в нашей песне.

(Дети исполняют песню «Все мы делим пополам»)

       -  Мир очень большой. Часто вспыхивают конфликты, случается войны. Но если каждый из нас постарается творить только добрые дела, мир станет гораздо лучше.

6. Итог: (Все учителя читают стихотворение Р. Казаковой)

Добрые люди, на свете все бывает…

В наших ошибках то свет, а то темно.

Песни не любят, когда их забывают.

Сердце не любит, когда одно

Добрые люди, никто нас не рассудит –

Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.

Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,

Добрыми будем – и будет добрый путь!

Добрые люди, никто нас не осудит,

И не захлопнуть распахнуть дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

      -  Закончен наш устный журнал. Но помнить о толерантности мы должны каждый день. Помнить, что быть толерантным – это значит быть добрым, терпеливым, уважительным, готовым понять любого человека, даже непохожего на нас и помочь ему.

- В знак этого, что мы готовы быть толерантными каждый класс подготовил свои ладошки с пожеланиями. Посмотрите, что у нас получилось.

- Спасибо, все молодцы!