Анализ работы за 2010-2011 учебный год

Государственное управление образования, Псковской области
Государственное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа N 9 VIII вида»
 
 
 
 
 


 

Анализ
результативности работы
педагогического коллектива
по обучению, развитию школьников
в 2010-2011 учебном году
 
  
Анализ учебной деятельности за 2010 - 2011 учебный год.
Современное общество можно рассматривать не только как социальную, но и как педагогическую систему, центром которой является Человек. Именно поэтому большинство национальных доктрин, в том числе и Российская, декларируют приоритет образования человека в государственной политике. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывая общие тенденции мирового развития, в большей степени стала ориентированной на потребности ребенка. Формируется качественно новая система образования, одной из актуальных проблем которой является создание условий для становления личности каждого ребенка его психологического и физического развития.
Конкуренция модернизации российского образования определила генеральную стратегическую линию развития образования, одним из ожидаемых социальных эффектов которой является увеличение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На фоне изменения демографической обстановки отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков.
За последние 5 лет по Псковской области отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков. Так заболеваний желудочно-кишечного тракта выросло на 12%, болезней обмена веществ на 23,3%, мочеполовой системы на 31%, болезней эндокринной системы на 12,7%, болезней крови и кроветворных органов на 16%.
Имеют хронические заболевания и состоят на диспансерном учете 36,3% и 51, 9% подростков.
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – социальное государство, в котором каждый имеет право на образование, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В законе Псковской области «Об образовании» говорится о признании права на специальные условия проведения образовательного процесса для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
В нашей школе в 2010-2011 учебном году обучалось 105 обучающихся, их обучением и воспитанием занимались 40 педагогов из них 6 воспитателей.
Педагоги школы имеют следующую категорийность: 7 педагогов – имеют высшую квалификацию, 15 – первую квалификационную категорию, 6 - вторую квалификационную категорию.
В прошедшем  учебном году педагоги не аттестовались.
 В новом учебном году 12 педагогам предстоит пройти аттестацию.
Педагоги школы постоянно направлялись на различные курсы, семинары в ПОИПКРО, коррекционные школы.
В своей практической деятельности педагогический коллектив руководствовался планом работы школы и на основании его, строилась работа МО и служб школы.
Организация тематических педсоветов - одна из основных форм оказания методической помощи педагогам школы.
В 2010-2011 учебном году на заседаниях педагогических советов обсуждали следующие темы: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучающихся в начальной школе». «семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения».
Одной из форм повышения эффективности управленческого и педагогических процессов, средства измерения продвижения учащихся и учителей в своем развитии, повышению заинтересованности учителей в их деятельности инспекционно - контрольная деятельность.
В течение учебного года тематический контроль осуществляется по следующим вопросам: «Единство требований к обучающимся 5- го класса со стороны учителей предметников и воспитателя»,  «Роль уроков музыки в эстетическом воспитании обучающихся», «Система работы учителя математики Витоль Н.Л.», «Выполнение учебных программ практической части на уроках столярного дела учителя Иванцова А.П.», «Состояние индивидуального обучения на дому» «Персональный контроль учителя этики Кузьминой А.В.» и другие вопросы.
Со стороны администрации школы, согласно графику _____ уделялось должное внимание школьной документации.
Личные дела обучающихся, классные и групповые журналы, дневники наблюдения, ученические тетради и дневники.
Все анализы проверок отражены в справках , обсуждались на методических объединениях и совещаниях.
Посещение уроков администрацией подчинено одной цели: обеспечение коррекционно-развивающегося сопровождения учебно-воспитательного процесса», знакомство с новинками в работе педагогов. Все посещенные уроки анализировались и обсуждались с педагогами школы. Прекрасные уроки, отвечающие современным требованиям, с использованием ИКТ инновационных технологий показали педагоги: Колпакова О.П., Глушенкова О.В., Иванцов А.П., Грачева Е.А., Иванова Т.Д., Никитина Р.В., Мартынова З.И., Накидкина Т.Л., Терехова М.В., Кравченко И.А., Харитоненкова А.В.

К сожалению, взаимопосещение уроков в учебном году не было организовано должным образом, в основном посещались открытые уроки.
В 2010-2011 учебном году педагогическим коллективом, несмотря на определенные трудности, была проведена большая работа. Все имеющиеся недостатки и упущения в учебно-воспитательном процессе будут предметом обсуждения и работы в новом учебном году.
  
В 2010-2011 учебном году в школе работало 6 методических объединений. Их возглавляли : Никитина Р.В., Колпакова О.П.., Гулина М.В., Терехова М.В., Накидкина Т,Л., Орлова Л.В.,  которые с ответственностью выполняли эти обязанности.
Работа методических объединений строилась исходя из темы школы: «Модернизация образовательного пространства школы для введения в культуру ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Важным звеном в учебно-воспитательной работе является начальная школа, где закладываются основы социальной реабилитации обучающихся.
Педагоги начальных классов строили свою работу согласно плана работы, в котором были поставлены следующие задачи:
1)            Коррекция и развитие общеучебных навыков.
2)            Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
3)            Создание необходимых условий учебного процесса , направленных на развитие обучающихся.
4)            Контроль за успеваемостью каждого   обучающегося.
На  протяжении всего года учителя начальной школы работали над развитием общеучебных умений и навыков, а также учебной мотивации младших школьников. Педагоги регулярно отслеживали уровень качества знаний и успеваемости, обучающихся по итогам каждой четверти. Анализируя общие показатели, можно сделать вывод, что качество знаний обучающихся начальной школы по русскому языку в 3-4 классах на начало учебного года- 40,5%, на конец учебного года - 50%. По математике на начало года- 48,4%, на конец года-56,6%. Обучающиеся 1 класса оценивались по результатам мониторинга. На начало учебного года по обучению грамоте на уровне 50%- 3 человека, до 65%- 2 человека, на конец учебного года на уровне до 50% -1 человек, от 50% до 65% - 3 человека, выше 65% -1 человек. По математике на начало года на уровне 50% - 2 человека, до 65% - 3 человека. На конец учебного года - до 50% - 1 человек, от 50%-до 65% 3 человека, выше 65% - 1 человек. Во втором классе начало учебного года оценивалось по результатам мониторинга. Таким образом, по русскому языку до 50% учебного материала усвоили 2 человека, до 65%-3 человека, выше 65%- 3 человека. В конце учебного года обучающимся второго класса выставлялись отметки. Поэтому качество знаний по русскому языку - 67%, по математике- 67%. Следует также отметить, что некоторые обучающиеся по объективным причинам обучались по индивидуальным  программам. В конце учебного года педагоги пришли к выводу, что такая практика эффективна и следует далее применять индивидуальный подход к обучению отдельных детей. В целом, результаты обучения за 2010-2011 учебный год можно считать положительными.
Педагоги начальной школы стараются работать творчески. Открытые уроки, внеклассные мероприятия всегда разнообразны по форме, методам и приемам проведения. Колпакова О. П. проводила открытый урок по математике в 4-классе по теме: «Зависимость между ценой, количеством и стоимостью. Закрепление». Урок соответствовал требованиям программы, были достигнуты поставленные цели. Урок имел тесную связь с жизнью. Учитель все время опирался на личный опыт обучающихся. В процессе урока осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход. Все задания были тщательно продуманы и направлены на усвоение темы урока.
В традиционной неделе начальной школы принимали участие все педагоги. На линейке, посвященной открытию недели, каждый класс представил свою визитную карточку. Далее, в течение всей недели каждый педагог провел внеклассное мероприятие. Все занятия были тщательно подготовлены, подобран познавательный материал, наблюдалось разнообразие игровых приемов. Нужно отметить, что молодые педагоги активно пользовались техническими средствами. На всех мероприятиях дети имели возможность потренировать внимание, память, мышление, а главное, дети учились работать коллективно, помогать друг другу. В последний День недели начальной школы состоялась экскурсия в художественный салон города. Дети с удовольствием слушали рассказ экскурсовода и любовались произведениями искусства. По итогам недели дети были награждены сладкими призами.
Педагоги начальной школы всегда ответственно и творчески относятся к своим обязанностям, ищут новые подходы, всегда поддерживают друг друга.
Работа МО учителей начальных классов - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность, которая соответствует теме школы, теме и задачам МО и требованиям коррекционного образования. Педагоги стремятся к самообразованию, повышению уровня квалификации. В связи с этим педагоги обратились к администрации школы с просьбой о посещении курсов и семинаров. Учитывая опыт прошлых лет и современные требования к процессу обучения, учителя тщательно работают над календарно-тематическим планированием, составляют индивидуальные программы обучения для отдельных обучающихся, систематически отслеживают качество знаний, проводят внеклассные мероприятия. Но в этом учебном году недостаточно активно педагоги посещали уроки друг друга. А это, несомненно, имеет определенную пользу и позволяет обмениваться опытом. В следующем учебном году следует обратить на это более пристальное внимание.
Анализируя работу МО учителей – предметников, следует отметить что вопросы, обсуждаемые на МО, были тесно связаны с жизнью. Решались следующие практические вопросы: коррекция психических процессов путем упражнений, подбор физминуток для старших классов. По этим темам подобран материал и каждым учителем сделаны папки.
На заседаниях МО решались текущие учебные вопросы: утверждение списка обучающихся, нуждающихся в индивидуальной работе, утверждение планов внеклассной работы, утверждение календарно - тематического планирования, анализ техники чтения, анализ проведенных открытых уроков, предметных недель.
Каждый учитель работал по выбранной им теме самообразования. Терехова М.В. - по теме «Использование элементов театрального искусства при изучении литературного произведения». Накидкина Т.Л. - «Различные виды диктантов на уроках русского языка в 7 классе». Грачева Е.А. - «Развитие познавательной деятельности на уроках географии». Вито ль Н.Л. -«Элементы экономики на уроках математики». Кравченко И.А. - «Виды подвижных игр на уроках физкультуры». Учителями на заседаниях МО были освещены теоретические аспекты тем, а также предложены практические разработки.
Педагогами были проведены открытые уроки: Тереховой М.В. урок чтения в 5 классе по теме: «Русская народная сказка «Морозко», Грачевой Е.А. урок естествознания в 7 классе по теме «Значение леса». Урок Тереховой М.В. проведен на высоком методическом уровне с использованием ИКТ. Для проверки домашнего задания детям было предложено разгадать кроссворд, что сразу включило их в активную работу, вызвало интерес. При проверке домашнего задания детьми разыграна сценка из сказки с использованием костюмов. (Педагогом показано практическое применение темы по самообразованию). При объяснении нового материала вырабатывался навык выразительного чтения: дети читали по ролям, составляли характеристики героев и при чтении передавали интонацию, присущую им. В урок был введен элемент соревнования: «Кто лучше прочитает реплику героя сказки» Интересной была работа с пиктограммами. На уроке осуществлялась коррекция аналитико-синтетической деятельности: дети расставляли иллюстрации в нужной последовательности, восстанавливался событийный ряд; работали по карточкам, выбирали нужный ответ. Четко прослеживался воспитательный аспект урока: дети обсуждали поступки героев, давали им оценку. Марина Викторовна показала высокий уровень подготовки и проведения урока. Урок Грачевой Е.А. также был оснащен богатым наглядным материалом, использовалась презентация. Тема урока была близка детям, они активно работали. Екатериной Александровной использовались различные виды работ с текстом: чтение, выборочное чтение, ответы на вопросы, краткий пересказ. Воспитательная работа на уроке была тесно связана с коррекционной, дети работали с карточками, где нужно было выбрать правильные ответы о поведении в лесу. Урок был четким, методически верным, цель урока достигнута.
Необходимо отметить и внеклассную работу педагогов в течение учебного года.
В октябре проводилась неделя русского языка. Учителями вместе с детьми для всех обучающихся был организован кукольный спектакль «Сыщик Тишка и витамины Я и Мы». Спектакль был посвящен здоровому образу жизни. Воспитательное значение спектакля тесно связано с задачами МО: создание механизма формирования здоровьесберегающей среды в учебном процессе. Также проводились олимпиада по русскому языку, «Своя игра», где обучающиеся показывали знания по УНТ. В рамках недели русского языка был проведен «Литературный вечер», посвященный творчеству С. Есенина, где педагоги и дети читали стихи поэта, посредством презентации знакомились с его творчеством, семьей. Также был проведен конкурс рисунков к стихам С.Есенина.
Неделя географии, естествознания и истории прошла на хорошем методическом уровне. Было проведено большое количество мероприятий с использованием ИКТ: олимпиада по географии (участники с5 по 10 класс), мероприятие по истории «История имени» (5 -6 класс), «Викторина о животных» 7 -8 класс. Педагог развивала познавательные интересы обучающихся, развивала интерес к предметам.
Неделя математики, которую проводила молодой педагог Витоль Н.Л. также прошла интересно. Учитель прекрасно владеет ИКТ. Все мероприятия проводились с презентациями. Соревнование между старшими классами проходило в форме «Математического кафе», где дети, чтобы заказать какое - либо блюдо, должны были решить примеры и задачи. Необычная форма проведения понравилась детям, они были активны, работали с удовольствием.
Увлекательной оказалась экскурсия в Полибино в музей Софьи Ковалевской. Дети увидели усадьбу, личные вещи женщины - математика, узнали о ее жизни. Кроме этого, были проведены экскурсия в музей Виноградова, олимпиада.
Руководитель МО Накидкина Т.Л. оказывала методическую помощь молодому педагогу Витоль Н.Л.: посещала уроки, проводила проверку тематического и поурочного планирования, давала рекомендации и советы. 
Анализируя работу методического объединения, нужно отметить, что работа соответствовала поставленным задачам.:
 
Перспективы на 2011-2012 учебный год:
1)                 Методическому объединению учителей-предметников ставить перед собой новые задачи
2)                 Изучить вопрос о дисграфии как стойком нарушении письменной речи;
3)                 вопросы формирования навыка полноценного чтения, вопрос об особенностях обучения пересказу умственно отсталых школьников. 2.Создать систему коррекционных упражнений в работе над художественным текстом.
4)                  Для создания эмоционального восприятия учебного материала использовать на уроках музыкальные произведения.
5)                  Продолжать использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий ИКТ.
6)                 В следующем учебном году включить в МО всех учителей, преподающих в старших классах, в т.ч. и совместителей.
 
В этом учебном году работа МО строилась согласно утвержденного плана. Изучая теоретические вопросы организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития, много внимания уделялось материалам, посвященным детям с расстройствами аутистического спектра и детям с синдромом Дауна. Прослушаны соответствующие доклады и просмотрены видеоматериалы. Детально изучена методика работы по развитию детей с синдромом Дауна Ромэны Августовой.
Так же на заседаниях методического объединения обсуждались вопросы развития речи неговорящих детей. Изучены методы и приемы, способствующие решению данной проблемы.
Теоретические знания были апробированы в учебном процессе и частично продемонстрированы на открытых уроках:
По музыке (учитель: Л.В.Орлова) « Тема весны в музыкальных произведениях».
По ИЗО      (учитель: Е.Б.Коломейчук) «Изготовление поделок для украшения класса к празднику «Широкая Масленица».
По арифметике (учитель: А.В.Харитоненкова) «Составление и решение примеров на сложение»
В течение всего учебного года педагоги активно повышали свой профессиональный уровень путем взаимопосещений уроков друг друга, разработками тем по самообразованию, методом курсовой подготовки и т.п.
С темами по самообразованию на заседаниях МО выступили: Л.В.Орлова, ВВ. Савченко, А.Н.Федорова. Курсы повышения квалификации при ПОПКРО посетила Е.Б. Коломейчук Выездные курсы по теме «Коррекция нарушений речи у детей с ОНР» под руководством Ткаченко посетили Коломейчук Е.Б. и Харитоненкова А.В.   По   материалам курсов педагоги выступили на заседаниях МО.
Кроме вышесказанного  своими знаниями учителя делились с родителями. На собраниях прозвучали выступления Орловой Л.В., Коломейчук Е.Б., Харитоненковой А.В. ,Федоровой А.Н. и Савченко В.В.
Все члены методического объединения в течение всего учебного периода активно включались в обсуждение ряда законопроектов ( Закон «Об образовании», Проект « Государственных стандартов....»)
Разработано и утверждено решением методического объединения «Положение о контроле и оценке знаний обучающихся в классах для детей со сложными нарушениями интеллектуального развития»
Согласно утвержденному плану в этом учебном году проведено много внеклассных и общих мероприятий («Золотая Осень», «Новый год», « Широкая Масленица») Сценарный материал собран и обобщен.
С целью обобщения и систематизации опыта работы педагогов на заседании МО принято решение оформить методические папки по предметам, где собрать теоретический и практический материал по организации учебного процесса.
По решению педагогов работа МО учителей, работающих в классах для детей с нарушениями интеллектуального развития, в этом учебном году признана удовлетворительной.
 
В 2010-2011   учебном году обучающиеся сдавали экзамен по четырем видам профильного обучения:
1. Столярное дело.
2. Швейное дело.
3. Штукатурно-малярное дело.
4.Обслуживающий труд, (один обучающийся на индивидуальном обучении на дому)
Учителя: Иванцов А.П., Гулина М.В., Плаксина Т.Н., Иванова Т.Д.
По профильному труду швейное дело (учитель Иванова Т.Д.) экзамен сдавали 3 девочки, обучающиеся 9класса. Они получили следующие оценки:
Потоцкая Елена - 5 (отлично)
Шарандова Елена - 5 (отлично)
Пеганова Наталья -5 (отлично)
Все девочки при выполнении практической работы и ответах на вопросы билета показали хороший уровень знаний и навыков.
Потоцкая Елена и Шарандова Елена продолжат обучение в 10 классе. Пеганова Наталья поедет учиться во Псков ПЛ № 2.Это ее выбор и желание быстрее получить профессию.
Обучающиеся 10 класса по профилю швейное дело ( учитель Плаксина Т.Н. ) выполняли экзаменационные творческие проекты по темам:
1. Кулеш Александра «Технологический процесс по изготовлению сарафана».
2. Царева Алена «Технологический процесс по изготовлению фартука».
Высокий уровень знаний, мастерства, качества при выполнении практической работы показала Кулеш Александра и получила оценку «отлично».Практическая работа Царевой Алены выполнена качественно, оценка «хорошо». Кулеш Александра продолжит обучение в ПЛ № 16. Царева Алена по состоянию здоровья, как инвалид детства, будет находиться дома.
Результаты сдачи экзаменационных творческих проектов по штукатурно-малярному делу (учитель Гулина М.В.)
Темы экзаменационных творческих проектов: 1 .Барсуков Михаил. «Технологический процесс окраски стены водно-дисперсионной краской на акриловой основе».
2.   Быхов   Николай   «Технологический процесс   окраски   оконных   блоков   эмалевым составом».
3.    Федоров   Роман   «Технологический   процесс   окраски   дверного   блока   эмалевым составом».
Все обучающиеся справились с выполнением практической работы на «отлично», прекрасно прошла теоретическая часть защиты проектов. Федоров Роман итоговую оценку получил «хорошо», а Быхов Николай и Барсуков Михаил «отлично». Все обучающиеся будут продолжать учебу в ПЛ №8.
Обучающиеся 9класса по профилю столярное дело (учитель Иванцов А.П.) показали хороший уровень знаний. Брянский Юрий и Мухоморов Павел получил оценку «отлично», Сарапин Юрий и Цыганов Василий «хорошо», Кузьмин Сергей «удовлетворительно». Практическую часть все трое выполнили на «отлично». Кузьмин Сергей дальше будет учиться в ПЛ №5, а остальные обучающиеся продолжат учебу в 10 классе.
В 2010-2011 учебном году на индивидуальном обучении на дому находился один обучающийся Гомзяков-Ленский Владимир (учитель Богданова Л.А.) ,он является инвалидом детства и обучался по программе «Обслуживающий труд». Итоговый экзамен он сдал на «хорошо».
Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам - выпадающего из неё. Культура в данном случае предстаёт как система ценностей ( частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, ребёнок реализует свои личные стремления, занимает активную жизненную позицию в сообществе, получает полезные для него знания, умения и навыки, осваивает основы профессионального образования. Тема МО учителей профильного труда на 2010 - 2011 учебный год - «Творческая мастерская учителя профильного труда ( коррекционно-развивающая работа) в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», на прямую связана с решением задач, поставленными перед учителями:
1.      Совершенствование педагогического мастерства и повышение квалификационного уровня учителей профильного труда.
2.        Организация внеклассной и профориентационной работы по профилю обучения.
3.      Внедрение компьютерной поддержки в обучении профильному труду. Совершенствование      педагогического      мастерства      и      повышение квалификационного уровня учителей профильного труда является наиболее актуальной задачей для МО учителей профильного труда, в состав которого входят 7 педагогов. Пятеро из них имеют 13 разряд ( первую квалификационную категорию), 1 педагог- высшую категорию и 1 педагог-12 разряд ( вторую квалификационную категорию). В течении учебного года на семинар для повышения квалификации выезжали 2 педагога: Пичак О.Б. (учитель домоводства) и Гулина М.В (учитель штукатурно-малярного дела). По итогам курсов Пичак О.Б. получила сертификат, и на одном из заседаний МО учителей профильного труда, поделилась вновь полученной информацией, о конструировании материала для тестирования обучающихся коррекционных школ VIII вида с разным уровнем подготовки.
Все педагоги в течение учебного года работали над выбранными ими темами по самообразованию, выступали с докладами на заседаниях МО, раскрывая такие жизненно важные вопросы как:
1. Обучение детей с нарушением внимания и интерактивным поведением -Белоус Т.П.
2. Компьютер в помощь учителю профильного труда в коррекционной школе  VIIIвида  - Гулина М. В.
3 . Учет индивидуальных особенностей в организации инструктажа на уроках профильного труда в коррекционной школе. - Иванцов А.П.
4.   Коррекция развития процессов трудовой деятельности обучающихся в производственном обучении. - Плаксина Т.Н.
5. Художественная отделка изделий из древесины на уроках столярного дела коррекционной школе 8 вида.
6 Урок профильного труда в классе с умеренной умственной- отсталостью -Иванова Т.Д.
7 Исследование мотивации подростков на уроках домоводства, направленной на успех. - Пичак О.Б.
 
Несмотря на проделанную работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей профильного труда, следует продолжить работу на  развитие) использования компьютерной техники на уроках. Следует дать возможность каждому учителю профильного труда посетить курсы повышения квалификации с выездом в другие аналогичные образовательные учреждения области, которые ежегодно организуются отделом специального и профессионального образования ПОИПКРО г.Пскова.
В прошедшем учебном году в школе состоялось 6 заседаний МО учителей профильного труда. Стало традицией приглашать на заседания МО специалистов школы. С докладом на тему « Здоровье - наше богатство», перед учителями-трудовиками выступила педагог-валеолог Михайлова Т.Н., а с докладом «Конфликтная ситуация на уроке и способы выхода из неё» -педагог-психолог Богданова О.А.. На каждом заседании МО присутствовал представитель администрации школы, рассматривались такие вопросы как охрана труда на уроках профильного труда, составление календарно-тематического планирования, подготовка к экзаменам, план проведения недели профильного труда, профориентационная работа, организация трудовой практики, итоги экзаменов и аттестации обучающихся.
Особое внимание учителя уделяют проведению недели профильного труда в школе, стремятся продемонстрировать достижения своих подопечных, ознакомить с успехами в освоении изучаемых ими профессий, расширить кругозор детей и предложить им варианты их возможного обучения после школы.
Так, в рамках недели профильного труда, учителя столярного дела Иванцов А.П. и Дмитриев Н.И. провели общешкольное мероприятие « Конкурс мастерства». Учителя швейного дела Плаксина Т.Н. и Иванова Т.Д. организовали замечательный конкурс «А ну-ка, девочки!», учитель домоводства Пичак О.Б. провела конкурс «Кулинарный поединок». Участием в конкурсах были охвачены все обучающиеся с 5 по 10 классы. Учитель ручного труда Белоус Т.П провела для обучающихся 4 класса познавательно-развивающую экскурсию в Художественный салон г.Великие Луки, где дети имели возможность познакомиться с различными видами декоративно-прикладного искусства, вынесли самые яркие впечатления от изделий из соломки, дерева, ручной вышивки и картин с пейзажами родного края.
Заканчивалась неделя внеклассным мероприятием «Профессия - человек», которое подготовила учитель Гулина М.В. для выпускников школы, но в котором с удовольствием приняли участие дети младшего и среднего звена.
Кроме      перечисленных      мероприятий,      состоялись      экскурсии      в профессиональный лицей №8 им. А. Матросова и профессиональное училище №5,   где ,        выпускников     познакомили с аудиториями и мастерскими учебных учреждений, рассказали о профессиях, которые имеют возможность получить молодые люди.
Учителя Иванова Т.Д.и Иванцов А.П. показали методически правильно подготовленные открытые уроки, которые получили высокую оценку со стороны коллег и администрации.
Выставка изделий, выполненная на уроках профильного труда руками обучающихся , заслуженно вызвала интерес и восхищение. Дети показали свои любимые работы, делились секретами их выполнения .
Таким образом, неделя профильного труда достигла своей познавательно-развивающей цели и охватила своей программой не только среднее и старшее звено, но и обучающихся начальных классов. В будущем учебном году, учителям следует продолжить поиск новых форм проведения очень важного в работе МО события - недели профильного труда.
Согласно учебного плана , учебный год для обучающихся завершился трудовой практикой, которая проходила в период с 26 мая по 10 июня 2011 года на базе школьных мастерских . Во время трудовой практики дети закрепили трудовые навыки, полученные теоретические знания, учились выполнять работы коллективно, оценивать качество своей работы, исправлять дефекты, анализировать результаты своего труда. В ходе практики под руководством учителей была отремонтирована школьная мебель, изготовлены костюмы для танцевального кружка , выполнен косметический ремонт одного кабинета. Практика оказалась результативной как для обучающихся, так и для учителей профильного труда, так как была правильно организована и спланирована.
К итоговой аттестации были допущены все обучающиеся 9, 10 класса, которые успешно сдали экзамены, защитили свои творческие проекты и намерены продолжить обучение в профессиональных учебных учреждениях города.
На 2011 -2012 учебный год, учителям профильного труда следует выделить для работы два основных направления: компьютерная техника на уроках профильного труда и повышение квалификации педагогов.
 
 
За период учебного года логопедической службой школы выполнена за­планированная работа в классах по следующим направлениям:
•    Диагностическое;
•    Коррекционно-развивающее;
•    Консультативное;
•    Методическое направление;
Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:
1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Консультирование детей, родителей, педагогов.
3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой ре­чи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение . текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки и т.д.
 
За 2009-2010 учебный год обследовано 36 учащихся начальных классов.
Всего обследовано первоклассников - 36учащихся. Выявлено с нарушением устной речи -14 учащихся.
Из них с общим недоразвитием речи - 6 учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - 4 учащихся.
С фонетическим нарушением - 4 учащихся.
Выявлено с нарушением письменной речи - 21 учащихся.
Из них с общим недоразвитием речи - 2 учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - 3 учащихся.
С фонетическим нарушением -16 учащихся.
 
Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и пре­одолению нарушений устной и письменной речи:
- зачислено: 16учащихся (вновь прибывшие);
- выпущено: 8 учащихся;
- оставлено для продолжения обучения: 46 уч.
- в течении учебного года выбыл. 1 ученик..
Дети были укомплектованы в подгруппы в соответствии с их речевым нару­шением и разработаны перспективные планы работы, а также проведены индиви­дуальные консультации с родителями.
2.Консультативное направление.
 В 2010-2011 учебном году логопедом были посещены уроки учителей с целью выработки единых требований к детям. В первых классах- 5 уроков. Во вторых классах - 4 урока.
В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивиду­альные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению.
 
          В прошедшем учебном году воспитательная работа строилась в соответствии с целями и задачами школы, основная цель которой являлось создание в школе условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процесса, направленного на достижение каждым обучающимся максимально возможного уровня личностного развития жизненной концепции и интеграции в социуме.
         Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
1.      Воспитание положительного отношения к труду, овладение общетрудовыми умениями и навыками, культурой труда, бесконфликтного общения, необходимыми для жизни в коллективе.
2.      Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3.      Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношения в коллективе, отношения с учителями и родителями.
4.      Обеспечение интеллектуального развития личности ребенка посредством формирования у него учебно-познавательных способностей, творческого воображения, любознательности и самостоятельной деятельности.
 Основные принципы воспитания в 2010-2011 учебном году:
· ориентация на общечеловеческие ценности ( человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир), как основу здоровой жизни;
·  ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения, нести ответственность за свой выбор);
·  субъективности ( содействие педагогов развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
·  принятие ребенка как данности ( т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).  
 Воспитательная работы с обучающимися проводилась по следующим направлениям:
- учебно-познавательная, методическая;
- культурно-просветительская;
- гражданско-патриотическая;
- нравственно-правовая;
- эстетическая и игровая;
- трудовая и спортивно-оздоровительная.
 Работа велась одновременно с коллективом обучающихся, педагогами-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, родителями. Вся воспитательная работа велась по плану, который составляется ежемесячно с конкретизацией сроков и учетом внеплановых корректировок.
   Основными формами работы с детьми были следующие:
-        беседы, классные часы, индивидуальные консультации;
-        трудовые дела (дежурство, благоустройство школьной территории);
-         занятия в кружках по интересам;
-        общешкольные мероприятия (праздники, концерты, познавательные и развлекательные программы, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы, экскурсии в музеи);
-        участие в городских мероприятиях.
     На совещаниях при директоре рассматривались вопросы:
-        о должностных обязанностях классного руководителя и воспитателя ГПД;
-        результаты смотров внешнего вида обучающихся и санитарного состояния кабинетов;
-        режим работы ГПД, кружков;
-        классно-обобщающий контроль в 4 и 5 классах, итоги проверки состояния профориентационной деятельности и трудового воспитания с обучающимися 10 класса;
-        «клубный час» в системе работы группы продленного дня;
-        итоги персонального контроля педагога-организатора и воспитателя ГПД Кузьминой А.В.
-        организация и проведение 25 юбилея школы;
        На заседаниях педагогического совета рассматривались вопросы по воспитательной деятельности:
-        анализ воспитательной деятельности за 2009-2010 учебный год;
-        цели и задачи на 2010-2011 учебный год;
-        сохранение здоровья школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности;
-        «Семья — важнейший институт социализации подрастающего поколения».
        Школьное методическое объединение классных руководителей:
-        развитие и комплексная коррекция различных сторон психики младших школьников;
-         создание классного коллектива;
-         изучение личности обучающихся коррекционной школы;
-        семейное воспитание;
-        психологические практикумы;
-        обмен опытом и самообразование классных руководителей;
-        анализ планов воспитательной работы классных руководителей и итоги работы.
В истекшем году продолжалась работа по обобщению опыта работы классных руководителей. Приоритетным считаются направления нравственного воспитания школьников через привитие норм морали, гуманизма. Гражданственности и любви к Родине. Многие задачи с успехом выполнялись. Воспитание гражданственности и патриотизма красной нитью прослеживалось на всех уроках и общешкольных мероприятиях. Все мероприятия методического объединения классных руководителей были направлены на развитие индивидуальности и творческих способностей детей и решали поставленные задачи по воспитательной работе. В течение учебного года классными руководителями были даны следующие мероприятия
-        игра – путешествие «Радуга» (учителя Никитина Р.В., Колпакова О.П., Глушенкова О.В., Мартынова З.И. Изотова Т.В.);
-        коллективно-творческое дело «Дружная нива большого коллектива» ( учителя Накидкина Т.Л., Терехова М.В., Витоль Н.Л.)
-        внеклассное мероприятие – диспут «Человек и профессия» (учителя Гулина М.В., Уланова Т.А., Грачева Е.А.)
Школьное методическое объединение воспитателей рассматривало следующие вопросы:
- информация о нормативных документах в помощь воспитателю ГПД;
- развитие личности ребенка в условиях группы продленного дня;
- как помочь ребенку полюбить школу;
- «легкая школа» для трудных детей;
- расширение кругозора и развитие познавательных интересов детей во внеурочной работе группы продленного дня;
-   коррекция эмоционально-поведенческих расстройству детей с нарушением развития;
- организация прогулок и отдыха на свежем воздухе.
В рамках этих рассматриваемых вопросов были проведены следующие мероприятия:
-        открытая самоподготовка в ГПД ( воспитатели 3 «а» кл. Лебедева Г.О..
-        общешкольное мероприятие, посвященное Дню матери (воспитатель 9 кл. Богданова О.А.);
-        игра-путешествие «Школа светофорных наук» ( воспитатель 8 кл. Уланова Т.А.);
-        познавательная игра « Удивительное путешествие на вертолете ДПС»
( воспитатель 4 кл. Белоус Т.П.);
- подвижные игры на свежем воздухе ( воспитатель 2 кл. Четверик М.А.);
- общешкольное мероприятие «Поклонимся великим тем годам» ( воспитатель 3 «Б» кл. Бойкова В.М.);
- клубный час « Если добрый ты» ( воспитатель 5 кл. Витоль Н.Л.);
- открытая прогулка в группе продленного дня ( воспитатель 7 кл.Кузьмина А.В.).
Методическое объединение воспитателей работало на развитие индивидуальности и творческих способностей детей и успешно решали поставленные задачи по воспитательной работе. Большинство мероприятий прошли на высоком методическом уровне, с использованием современных мультимедийных программ, разнообразных форм для развития обучающихся, но были мероприятия, которые не соответствовали поставленным целям и задачам, а также заявленной теме (открытая прогулка в 7 кл. вос-ль Кузьмина А.В.). В 6 классе согласно плана вообще не прошло открытое мероприятие ( воспитатель Кравченко И.А.).
            В ходе реализации воспитательной работы по познавательному направлению проведено 4 предметные недели (географии и естествознания, русского языка, начальной школы, математики, профильного обучения). Были использованы такие формы работы, как  игры, турниры, викторины, конкурсы. Интересно и содержательно прошли познавательные игры по русскому языку, математики, географии и естествознанию. Были использованы современные технологии проведения мероприятий с использованием интерактивных средств. Профессиональное мастерство показали обучающиеся на конкурсах профильного обучения.
  На решение вышеизложенных содержательных моментов направлено традиционное проведение в школе общегосударственных праздников: первый звонок, День матери, новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, последний звонок. Этот учебный год для школы был юбилейный. Школы отметила 25 лет. В декабре прошли праздничные мероприятия: были приглашены ветераны школы, гости, спонсоры. В праздничной концерте дружно приняли участие как обучающиеся, так и педагоги.
                Неотъемлемой частью в системе воспитательной работы школы является дополнительное образование. В школе работало 2 кружка: «Театральный», и «Баскетбольный». В кружках занимаются 45 обучающихся — это 65% от всех обучающихся школы. Свои творческие отчеты кружки демонстрировали на общешкольных мероприятиях.
                   Воспитательная работа выходила за рамки школы: обучающиеся посещали Великолукский краеведческий музей, неоднократно были на спектаклях Драматического театра, присутствовали в кинотеатре «Родина» на праздновании детской книги «Мой любимый Андерсен», посещали концерты в центре эстетического воспитания, в этом учебном году появилась возможность организовывать выездные экскурсии благодаря школьному автобусу. В сентябре- ноябре были проведены обзорные экскурсии по городу Великие Луки для всех классов с целью ознакомления с историей города. В апреле, в рамках проведения недели математики обучающиеся посетили музеи С.Виноградова и музей-усадьбу С.Ковалевской ( п.Полибино), в июне месяце, благодаря спонсорской помощи партии «Едина Россия», была организована экскурсии в музей М.Мусорского ( п. Наумово). В течении года многие классы организовывали поездки на аэродром, на природу, страусиную ферму.
             Среди выпускников 9-10 классов проводилась активная работа по профориентации. В течении 2010 -2011 учебного года выпускники 10 классов, с экскурсиями посещали ПУ №5, ПУ №8 г. Великие Луки.
Активно велась работа по пропаганде здорового образа жизни, валеологом школы Михайловой Т.Н. регулярно проводились мероприятии по привитию здорового образа жизни. Прошли мероприятия:
-        спортивно-развлекательная игра «Зов лесов» ( для 1-4 классов);
-         спортивная игра «Лови-бросай»( для 5-6 классо);
-        были проведены «Дни здоровья» (многоборье на свежем воздухе);
-        совместное мероприятие со школой-интернатом «Будь здоров!»
 
            Спортивно-оздоровительная работа велась в тесном контакте с медицинской сестрой школы, которая определила группы здоровья обучающихся с учетом имеющихся заболеваний у детей. В школу приглашалась психолог наркодиспансера, которая выступала перед обучающимися, как вести себя, чтобы не стать заложником употребления наркотиков, алкоголя и табака. Не первый год школа сотрудничает: с центром планирования семьи, центром медицинской профилактики.
               Одним из приоритетных направлений является трудовое воспитание, основная цель которого — воспитание обучающихся потребности трудиться. Организовывались акции «Чистый двор» по уборке территории, генеральные уборки в классах, в группах продленного дня выделен специальный день, пятница, где обучающиеся через беседы и практические работы приучаются к труду. Дети осуществляют дежурство по столовой с 7 класса. Организованно проходит летняя трудовая практика, в течение 6 – 12 дней ребята занимаются уборкой классных комнат, ремонтом школьного здания, ремонтом школьной мебели, благоустройством территории школьного двора, ремонтом книг.
      В ходе подготовке вышеперечисленных мероприятий в 2010-2011 учебном году, обучающиеся смогли проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Они учились жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки. Участие в КТД, мероприятиях школы регулярно фиксировалось на информационных стендах. В конце каждой четверти на общешкольных линейках подводились итоги деятельности классных коллективов, отдельных обучающихся, вручались грамоты, дипломы и другие награды.
 В течение года велась работа с родителями, целью которой было дать психоло-педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми, и методах подхода к воспитанию ребенка по профилактике ПАВ, безнадзорности и правонарушениям, сохранению и укреплению здоровья. На родительских собраниях были рассмотрены вопросы:
-        Сотрудничество семьи и школы.
-        Стили родительского воспитания.
-        Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
-        Итоговое родительское собрание, где были подведены итоги уходящего учебного года, выступили специалисты школы: психолог, логопед, социальный педагог.
К сожалению, остается не на должном уровне посещаемость родителями родительских собраний, общешкольных мероприятий, несмотря на усилие педагогического коллектива.
В течение года осуществлялся контроль за воспитательной работой, анализировались проводимые мероприятия, оказывалась методическая помощь классным руководителям, воспитателям ГПД в подготовке воспитательных мероприятий, а также изучалась документация классных руководителей, воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования, анализировалось участие классов в общешкольных мероприятиях.
Эстетическое воспитание реализовывалось через участие в выставках рисунков, декоративно-прикладного искусства. Обучающиеся школы неоднократно принимали участие в школьных выставках рисунков и поделок, посвященных календарным праздникам. В апреле, 3 обучающихся нашей школы: Исык Д.10кл, Волкова М. 5 кл, Понасов С.5 кл., приняли участие в Международном конкурсе рисунков , посвященных Дню космонавтики, их рисунки были выложены в интернете на сайте благотворительной организации « Веста» г.Москва.    
       
                Подготовка и проведение всех общешкольных дел требует не только участия учителей, но и активной деятельности обучающихся, причем, очевидно, недостаточно только сотрудничества, содружества и сотворчества учителей и обучающихся. Необходимо использовать эти дела для развития инициативы обучающихся, формирования чувства ответственности за порученное дело. Кроме того, ответственность и инициативу надо воспитывать при выполнении повседневных, необходимых дел: дежурства по школе, дежурства по столовой, соблюдения хорошего санитарного состояния закрепленных классных кабинетов.. В предстоящем году предполагается уделить этому вопросу серьезное внимание.
  В организации и проведении воспитательной работы с обучающимися есть не только положительные результаты. Многие вопросы остаются не решенными:
         * не все классные коллективы принимают активное участие в общешкольных мероприятиях;
         * уровень подготовки отдельных классов к общешкольным мероприятиям остается низким;
         * не все обучающиеся сознательно относятся к выполнению своих обязанностей, допускают нарушение дисциплины и порядка.
         Педагогический коллектив старается своевременно предупреждать и преодолевать любые недостатки, отрицательные качества у ребенка, выявляет причины его неадекватного поведения.
       Есть в школе и неблагополучные семьи ( 7). Эти семьи находятся под контролем и школы, и ПДН. С ними ведется постоянная профилактическая работа: встречи на дому, приглашение на заседание Совета профилактики, городскую комиссию по делам несовершеннолетних. Классные руководители ведут индивидуальную работу с каждой семьей, детям оказывается посильная помощь. Особую тревогу сегодня вызывают семьи Иванова М. (8 кл) и Кузьмина С.(9 кл.). Родители не пользуются уважением у своих детей, ребята не посещают учебные занятия. Профилактическая  работа должных результатов не дает.
       Большое внимание в школе уделяется детям из семей, находящихся под особой заботой государства: опекаемые дети (4), дети-инвалиды (50), малообеспеченные семьи (47), многодетные семьи (9). Классными руководителями, социальным педагогом учитывается организация отдыха детей из таких семей в каникулярное время, организация питания. Привлекаются спонсорские средства.
 
     Положительными результатами в воспитательной работе за 2010-2011 учебный год можно считать:
-        Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей (кружковая работа).
-        Повышение количества и качества проведенных мероприятий как классных, так и общешкольных.
-        Повышение активности обучающихся при проведении школьных и городских мероприятий.
 
                Исходя из анализа воспитательной работы и на основе тех проблем, которые выделялись в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий год:
-         Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
-        Формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни, продолжать обновлять и развивать систему работы по охране здоровья.
-        Развивать внеурочную деятельность обучающихся, направленную на формирование нравственной культуры, расширение кругозора, на улучшение усвоения учебного материала.
-        Продолжить формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью.